НачалоРодился в Генуе 30 декабря 1932 года (большая часть биографий указывает дату 31 декабря, а некоторые просто — 1932 год). Детство, омрачённое Второй мировой войной, проводит в бедности. Позже он скажет: В тот период я сидел на диете, вызванной, однако, не желанием лучше выглядеть, а бедностьюЗатем он учится в лицее «Андреа Дория» (для болельщика это знак судьбы, поскольку Паоло Вилладжо всегда болел за футбольный клуб «Сампдория» ).
В этом же лицее учились такие знаменитые люди, как политик Массимо д"Алема, комик из «Никогда не говори Гол» Марчелло Чезена, дуэт из телепрограммы «Гиены» Лука и Паоло и бывший президент ФИАТ Паоло Фреско.После учёбы он будет занимать различные должности от официанта до диктора на Би-би-си, от актёра кабаре до конферансье на круизных лайнерах (вместе со своим другом Фабрицио Де Андре), от актёра в театре до клерка в фирме Cosider (именно этот опыт вдохновил Паоло Вилладжо на создание очевидно автобиографического персонажа бухгалтера Уго Фантоцци, который впоследствии принёс ему огромную популярность).Артистический талант Вилладжо открыл Маурицио Костанцо, который в 1967 году посоветовал ему выступить в одном из римских кабаре. Оттуда Паоло уходит на телевидение, в программу «Воскресные люди» , в которой его «боевые кони» , агрессивные, подлые и трусливые персонажи (профессор Кранц, Джандоменико Фраккья и Фанточчи, ставший позже Фантоцци), им же и исполненные, получают свою путёвку в жизнь.Бухгалтер Уго ФантоцциМеняя телевизионную сцену на печатную машинку, он публикует в еженедельниках L"espresso и L"Europeo свои короткие рассказы, главным героем которых становится бухгалтер Уго Фантоцци, человек бесхарактерный, которого преследуют неудачи и «меганачальник» из «мегакомпании» , где и работает Фантоцци.
В 1971 году издательство Rizzoli публикует его книгу «Фантоцци» , вобравшую в себя эти короткие рассказы и принесшую Вилладжо международную известность. Успех этих бестселлеров (а их он написал три книги, все изданы Rizzoli) позволит ему с успехом и немалой прибылью посвятить себя кино.Этот персонаж завоевал огромную популярность даже в Восточной Европе и Советском Союзе, где Вилладжо стал лауреатом премии имени Гоголя как «лучший переведённый писатель» .Если быть точным, Вилладжо и ранее участвовал в создании кинофильмов (например, «Бранкалеоне в крестовых походах» Марио Моничелли, 1970 г.), но только после знаменитого фильма «Фантоцци» режиссёра Лучано Сальче он получает признание и на этом поприще. Их будет ещё много, целых десять, чьим героем стал бухгалтер (ещё один снял Сальче, семь Нери Паренти, и один, самый последний, — Доменико Саверни).Благодаря большой популярности этих фильмов, речь среднестатистического итальянца пополнилась такими фразами, как «У меня скрестились пальцы» , «Вы так гуманны!» , прилагательными «фантоццийский» , выражениями «а ля Фантоцци» , которые призваны обозначать неудачно начавшиеся и ещё хуже закончившиеся жизненные ситуации.Фантоцци изображает обычного для семидесятых годов итальянца из среднего класса, живущего скромно (среднее образование, социальное жилье, работа мелкого клерка и т. д.), который перед камерой обнажает тревоги и «пороки» всего слоя работающих людей: в любом офисе, например, есть заигрывающая со всеми соблазнительница, как «синьорина Сильвани» , требовательный начальник или коллега-карьерист; многие, как и Фантоцци, ездили на малолитражках вроде Бьянкины, но, прежде всего, все мы порой думали, что нас преследуют одни неудачи.Согласно некоторым источникам, в 1980-е годы актёр вернулся к образу Фантоцци (начиная с фильма «Фантоцци против всех» ) из-за необходимости оплатить лечение своего сына в сообществе наркозависимых, основанном Виченцо Муччоли.
В последних фильмах о Фантоцци, от «Фантоцци уходит на пенсию» (1988 г.) до «Фантоцци попадает в рай» и «Фантоцци 2000, клонирование» , ирония часто сопровождается мрачным пессимизмом, который нередко выливается в настоящие оды смерти и болезни.Другие фильмыВилладжо сыграл, правда не всегда с успехом, во множестве кинокомедий, изображая персонажей, очень похожих на Фантоцци. Иногда, оставляя свои привычные образы, он сотрудничал с грандами кино: Федерико Феллини (1990 г. в «Голос Луны» вместе с Роберто Бениньи), Лина Вертмюллер (1992 г. в фильме «Чао, профессор» ), Эрманно Ольми (1993 г. «Тайна старого леса» , по одноимённому роману Дино Буццати), Марио Моничелли (1994 г. в фильме «Дорогие друзья приятели» и в незабвенном «Бронкалеоне в крестовых походах» ) и Габриэле Сальваторес (2000 г. «Зубы» ).
В 1976 году на экраны вышла комедия «Синьор Робинзон» с Паоло Вилладжо в главной роли. Этот фильм о похождениях итальянского коммерсанта-недотёпы на необитаемом острове имел феноменальный успех во время проката в СССР.
В 1977 году Вилладжо сыграл роль эмигранта, возвращающегося в Италию в фильме « … Прекрасная страна» , наполненном горькими разоблачениями итальянской действительности семидесятых годов, которые слегка прикрыты комичностью. Также Вилладжо исполнил роль Джандоменико Фраккия — персонажа, похожего на несчастного Фантоцци — в кинолентах «Фраккия — зверь в человеческом обличье» (1981) и «Фраккия против Дракулы» (1985) и телесериале «Джандоменико Фраккия» (1975).Среди многочисленных кинематографических наград, которые получил Паоло Вилладжо, стоит упомянуть премию Давида Донателло, завоёванную в 1990 году, «Серебряную ленту» 1992 года и «Золотого льва» 1992 за творческий путь.Все эти годы, однако, он не переставал писать: регулярно и с успехом публикует свои произведения, поменяв в 1994 году издателя (от «Rizzoli» перешёл к «Mondadori» ).
В издательстве «Mondadori» он выпускает книги «Фантоцци прощается и уходит» (1994—1995), «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок» (2002), «Семь грамм в семьдесят лет» (2003) и «Я зол как скотина» (2004). Вернувшись к «Rizzoli» , в 2006 году опубликовал рассказ «Призраки» .Деятельность в театре и на телевиденииБыл также и театральным актёром: в постановке Джорджа Стрелера он сыграл роль Гарпагона в комедии Мольера «Скупой» , а в театральный сезон 2000—2001 выступал с автобиографичным монологом «Бред жалкого старика» . Начиная с 1996 года вместе с Массимо Больди он вёл сатирический тележурнал «Новостная лента» . Принимал участие в телевизионном фильме «Карабинеры» , где исполнял роль Джованни, профессора, потерявшего память, который часто сотрудничает с органами правопорядка в раскрытии уголовных дел.
С 2007 выступал на сцене с монологом «Прощальный вечер» в трёх актах: «Курение убивает» , вдохновленном пьесой А. П. Чехова «О вреде табака» , «Жизнью с молотка» на основе «Лебединой песни» того же Чехова и «Последней невестой» по мотивам «Человека с цветком во рту» Луиджи Пиранделло. Переосмысленный в характерном стиле Вилладжо, он объединил мощный драматизм и комичность.АвтобиографияПосле выступления на сцене с автобиографичным монологом «Бред жалкого старика» , в 2002 году Вилладжо опубликовал автобиографию озаглавленную «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок» , где много рассказал о своих родителях, жене, брате (близнеце) и о сыне.
До этого он никогда не любил говорить о своей семье, а когда был вынужден — всегда развлекался тем, что водил слушателя за нос, рассказывая полностью выдуманные истории.Однажды, старая прорицательница-астролог, которую Вилладжо встретил в столице, предсказала, что он умрет 14 декабря 2002 года в своём белом доме у моря. Однако, на следующий после этой даты день, актёр принимал участие в передаче «Воскресение в…» , которую вела Мара Вернье.Политическая деятельностьВилладжо стал кандидатом на выборах 1994 года от партии Lista Pannella в избирательном округе Генуя — Сан Фруттуозо.
До этого являлся членом партии Пролетарская демократия, которая объединяла таких же радикальных социалистов, как и он сам.