«Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом» в «Филологических записках» А. ХованскогоКозьма Гаврилович родился в семье сельского священника. Образование получил в Тамбовской духовной семинарии.
В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата. Служил до октября 1845 года в Рязанской духовной семинарии преподавателем Священного Писания, герменевтики, патрологии и языков латинского и греческого, а затем в Тамбовской духовной семинарии преподавателем Священного Писания, церковной истории и латинского языка.
В 1855 году он перешел на должность преподавателя русского языка и словесности в Тамбовский кадетский корпус; одно время преподавал русский язык и в Тамбовской гимназии.
В 1866 году, в связи с упразднением Тамбовского корпуса, Говоров был переведен в Орловскую военную гимназию, где и служил с 1867 по 1870 год.
С 1870 по 1872 занимался преподаванием в частных средних учебных заведениях Москвы, оставив службу по выслуге лет в чине статского советника. По свидетельству одного из его учеников, Говоров умел излагать свой предмет доступным для учеников языком и был чужд педантства.Козьма Гаврилович Говоров умер в своем имении, расположенном в Московском уезде, погребен в Троице-Сергиевой лавре. Главным трудом Говорова, которым он создал себе имя, стал «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений» , опубликованный впервые в 1862 году в журнале «Филологические записки» , выпускаемом в Воронеже под редакцией А. А. Хованского.
Это руководство получило признание педагогов и пользовалось в своё время широкой известностью по всей России. Кроме того, Говоров составил еще «Сокращенную практическую русскую грамматику» (СПб., 1871 г.).
В «Филологических Записках» , единственном в то время специализированном языковедческом издании (до открытия в 1879 году в Варшаве «Русского филологического вестника» ), были опубликованы и другие статьи Говорова: Логические отношения мыслей, как основа сочетания предложений, Пробная лекция (1862—1863, № l—2);Несколько слов о периоде, составляющем один из отделов грамматики (1862—3 г., №4—5);Несколько вопросов, касающихся учебной грамматической практики (1867 г., № 2);Мнение о распределении занятий между преподавателями русского языка и словесности (1867 г., № 3—4);Две пробные лекции по Русской словесности. І. "Куликовская битва" Карамзина, в сравнении с летописным рассказом о том же предмете по Никоновской летописи (1867 г., № 6);Разборы литературных образцов. II. Ода Ломоносова, выбранная из Иова. III. Сказка о рыбаке и рыбке — Пушкина. IV. Свинья — басня Крылова, (1868 г., №№ 1 и 2);Разборы образцов литературных произведений. I. Птичка. II. Вторая песня Лихача Кудрявича. III. Сатира Дмитриева "Чужой толк" (1870 г., № 1);Разбор некоторых сочинений Жуковского, для элементарного понятия о романтической поэзии (1871 г., № 5—6).Примечания Чулков Н. П. Говоров, Козьма Гаврилович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918. Говоров К. Г. Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений // Филологические записки. — Воронеж, 1862. — Вып. 1.