Родился 4 декабря 1952 года в г. Миассе, Челябинской области.
В 1982 году окончил философский факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького по специальности «Философ, преподаватель философии» .
В 1988 году окончил аспирантуру Томского государственного университета и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Рецептурное знание и его роль в генезисе теоретических схем естественных наук» (Специальность — 09.00.01 «Диалектический и исторический материализм» ).
В 1995 году в Томском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Рассудок и разум в человеческой активности» (Специальность — 09.00.01 «Онтология и теория познания» ).Профессор и заведующий (с 1999 года) кафедрой философии Омского государственного педагогического университета.Декан философского факультета Омского государственного педагогического университета.Действительный член Академии гуманитарных наук с 1998 года.Председатель диссертационного совета Д 212.177.03 по специальностям "09.00.01 — Онтология и теория познания (философские науки)" и "09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры (философские науки)".Жена — Любовь Владиленовна Денисова, российский религиовед и философ, специалист в области философской онтологии и философии религии. Доктор философских наук, профессор, полковник полиции. Создатель научной школы «Онтология и аксиология права» . Является организатором проведения в Омске международных научных конференций «Онтология и аксиология права» .
С 1997 года — доцент, с 2001 года — профессор, а с 2002 года — начальник кафедры философии и политологии Омской академии МВД России. С. Ф. Денисовым исследованы вопросы происхождения и развития естественно-научных знаний, а также истинности и объективности самого процесса познания, обоснования основополагающей роли нравственности в становлении человека. Установлены и исследованы конкретные механизмы и закономерности предварительной схематизации на материале ремесленного производства и современного инженерного знания. История развития естественно-научных знаний согласно представлению С. Ф. Денисова начинается с идеи практической обусловленности теоретических представлений человека о мире, с познания (схематизации предметных структур практической деятельности) и знания (схема объектной стороны практики). При этом под схемой С. Ф. Денисовым понимается система абстрактных объектов, связи и отношения которых воспроизводят существенные особенности практических операций и предметов, содержащихся в этих операциях. С. Ф. Денисовым отмечается важность технического и философского знаний в становлении естественно-научных схем. Донаучное техническое знание складывающееся из рецепции, предварительно схематизирует природные закономерности, которые в свою очередь проявляются посредством конкретные искусственных предметных структурных практик.Также в число научных интересов С. Ф. Денисова входит проблема сущности разума и рассудка. Им обосновывается большая роль разума в процессах познавательной и поведенческой активности человека.
Он считает, что значительный пласт технического знания является порождением рассудка, а направленность технической деятельности на достижение высших целей связывается с разумом. Рассудок рассматривается С. Ф. Денисовым в качестве проявления животных (неразумных) начал в человеческой деятельности. Исследуя преобладающие тенденции в западноевропейской культуре, С. Ф. делает вывод о её рассудочности и преобладании в её духовности животных начал, что находит своё отражение в стремлении к индивидуальному выживанию.Особое значение в научной деятельности С. Ф. Денисова занимает вопрос проявления животных и человеческих начал в познавательной деятельности.
Он полагает, что субъективизм является своеобразным проявлением животных, низших начал в человеческой духовности. А затем субъективизм как гносеологическая категория получает антропологическое звучание.
В целом исследования С. Ф. Денисова направлены на антропологизацию знания, которая должна проявиться через сближение гносеологии и антропологии на почве философии.