Юрий Александров – один из немногих режиссеров, равно востребованных как в России, так и за рубежом. Его постановкам аплодировали зрители США, Италии, Турции, Литвы, Латвии, Беларуси, Казахстана. Он, пожалуй, единственный из российских оперных режиссеров, чьи спектакли шли на самых престижных сценах мира: Арена ди Верона, Метрополитен Опера, театр Ла Скала. Всего же в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей.
В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» , хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.Юрий Александров – один из немногих режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование.
В большой степени это определяет специфику его постановок, которые отличаются точным прочтением музыкальной партитуры.
В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль – «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.
С 1978 года по настоящее время Юрий Александров сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра, всегда становятся событием в культурной жизни Санкт-Петербурга: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Королева мая» Кристофа Виллибальда Глюка, «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида» , «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль» , «Лучший оперный режиссер» , «Лучший оперный художник» , «Лучший оперный дирижер» ), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере» ), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» ), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие.Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья.
В Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Евгения Колобова).
В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти.
В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта.
В США: «Пиковая дама» Чайковского.
В Белоруссии: «Сказки Гофмана» Оффенбаха.
В Латвии: «Любовный напиток» Доницетти.
В Литве: «Дон Жуан» Моцарта.
В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева.
В Сербии (Белград): «Травиата» Верди и «Паяцы» Леонкавалло.
В Польше: «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского (Вроцлав) и «Похищение из сераля» Моцарта (Варшава).Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005-2006 годов.
Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия), «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона – беспрецедентный случай в театральном мире: впервые в истории итальянский оперный театр доверил постановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру!Стиль режиссуры Юрия Александрова – это оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений, своеобразие эстетического восприятия. Его творчество исключительно многообразно, для него не существует строгого, канонизированного понятия «опера» , он смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Наблюдать за развитием мысли в его постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Сценическая метафора – один из основных приемов Юрия Александрова, через который объемно и образно раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера.Основанный и бессменно руководимый Юрием Александровым Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» за тридцать сезонов сформировался как единый творческий организм с уникальной, своеобразной программой.
В труппе театра – талантливые солисты, музыканты. Многие из них – заслуженные артисты России, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов.
В репертуаре представлены все жанры оперного искусства – от комической оперы и классической оперетты до музыкальной драмы. Не обойдены вниманием и произведения современных авторов.
В Петербурге многие оперы были поставлены только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера» . Это: «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Дмитрия Бортнянского, «Белая роза» Удо Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942» , «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа, «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Туда и обратно» Пауля Хиндемита, «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена, опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля, новые авторские версии опер «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса и «Октябрь ..17» Вано Мурадели. Многие из этих произведений поставлены впервые в России.Многие спектакли, созданные Юрием Александровым в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» , стали обладателями высоких наград. Так, постановка оперы «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева удостоена высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» как лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2011-2012 гг., постановка оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло была отмечена премией «Золотой софит» как лучший оперный спектакль сезона 2009-2010 гг., также спектакль стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях – как лучший спектакль в оперном театре и лучшая работа режиссера. Постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» стала лауреатом премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» сезона 2013-2014 гг.
В разные годы премий «Золотой софит» и «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа режиссера в опере» были удостоены спектакли «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Игроки-1942» Дмитрия Шостаковича, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Фауст» Шарля Гуно.Несмотря на творческую востребованность в родной «Санктъ-Петербургъ Опере» и во многих известных музыкальных театрах, Александров успевает реализовать и свои выдающиеся организаторские способности. Так, по просьбе правительства Казахстана он принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан).
Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата» , «Риголетто» , «Аида» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан» , «Тоска» Джакомо Пуччини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и др.