Валерий Фёдорович Венда: знаменитый учёный, интересные факты, фото, дата рождения 2 августа (81 год), кто еще из известных людей родился, умер 2 августа
R
Ваш город
Ашберн
Валерий Венда
Полное имя: Валерий Фёдорович Венда
Дата рождения: 2 августа 1937
Полных лет: 81 год
Род деятельности: Учёный

Биография:

Родился 2 августа 1937 года в городе Симферополе, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.

В 1954 году окончил с медалью Мужскую среднюю школу № 14 г. Симферополя Крымской области.

В 1960 году окончил Московский энергетический институт по специальности «Автоматизация производственных процессов» .

С 1960 года — сотрудник ЦНИИ комплексной автоматизации; спроектировал и создал мнемосхему и пульт компьютерной системы управления энергоблоком ТЭЦ-21 Мосэнерго . Взявшись за создание компьютеризованной информационной системы, Венда понял, что инженерных знаний ему недостаточно.

На помощь пришел знаток западной психологии профессор Ошанин Д. А., долго живший ранее в Париже и работавший в Сорбонне. Ошанин и Венда начали активно синтезировать инженерные и психологические методы . Важную роль сыграло знакомство с работами Лекторского В. А. по методологии и оригинальной философской трактовке общей теории систем. Кроме того, Венда получил личное разрешение министра культуры Фурцевой Е. А. изучать находившиеся тогда в закрытых запасниках работы Малевича К. С., Кандинского В. В. и других художников. Эти знания Венда использовал при создании юзабилити и дизайне информационной техники.

В начале 1963 года, в возрасте двадцати пяти лет, возглавил отдел эргономики во ВНИИ технической эстетики.

В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методы повышения эффективности труда операторов автоматизированной системы управления энергоблоком» . Старший научный сотрудник по технической эстетике (звание утверждено ВАК СССР в 1971 году).

В 1973 году, в возрасте тридцати пяти лет, защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Структура информационной модели и сложность оперативных задач» .

С 1974 года — руководитель отдела инженерной психологии в Институте психологии АН СССР; по совместительству работал профессором Московского института инженеров транспорта (МИИТ) (1977—1988).

В 1975 году стал руководителем международной программы по Инженерной психологии и безопасности труда в Социалистических странах. По результатам этой программы Венда В. Ф. был удостоен звания Лауреата Международной премии за выдающиеся совместные исследования в области психологии, присуждённой Академией наук СССР совместно с Академиями наук девяти социалистических стран (ГДР, Берлин, октябрь (1984)).

В 1975—1980 годах руководил тремя разделами национальной программы СССР по военной эргономике «Авангард» . Член президиума психологического общества СССР (1975—1980). По совместительству профессор Военно-политической академии имени В. И. Ленина (1975—1987). Профессор по специальности «Психология труда; инженерная психология» (1984 год).

С 1985 года — руководитель отдела обучения ВНИИ проблем высшей школы и Всесоюзной целевой комплексной программы по повышению качества высшего образования в СССР.

В 1980-е годы, создав трансформационную теорию динамики систем и проанализировав план горбачёвской перестройки, Венда предложил проект трансформации социалистической экономики СССР в рыночную экономику без больших рисков и потерь для страны и населения. ЦК КПСС и Правительство СССР, куда Венда обращался, отвергли проект и предложили ему выехать за рубеж и заняться преподаванием.

С 1990 года Венда В. Ф. — профессор Лойола колледжа (англ. Loyola College in Maryland),Балтимор,США-преподавал эргономику и введение в персональные компьютеры.

С 1991 года — директор первой в Канаде программы по эргономике и безопасности труда в Манитобском университете (англ. The University of Manitoba), Виннипег, Канада . C 2000 года — старший советник по инженерной психологии и юзабилити в компании USWeb, Феникс, Аризона.

С 2001 года — старший советник по эргономике и юзабилити в фирме DSТ systems, Канзас.

С 2002 года профессор эргономики в Национальном университете, Сан Диего.

С 2007 по 2009 год работал проректором Ялтинского Университета Менеджмента по международным связям, профессором в Крымском гуманитарном университете, Ялта.

С 1992 по 2002 год Венда В. Ф. был членом редакционной коллегии международного журнала «Взаимодействие человека и компьютера» (англ. International journal Human-Computer Interaction),США.

В 1996—2005 годах В. Ф. Венда был членом редакционного совета международного журнала профессиональной безопасности и эргономики (англ. International Occupational Safety and Ergonomics), Польша.Венда — Лауреат Международной премии признанному учёному за выдающийся вклад в исследования в области человеческих факторов и эргономики США (англ. The Distinguished International Colleague Award for outstanding contribution to the human factors field) (1996), Почетный член (англ. Honorary Fellow) Общества человеческих факторов и эргономики США (англ. Human Factors and Ergonomics Society)(2002).Научный обозреватель газеты «Правда» Васин М. Д. много лет популяризировал научную деятельность Венды. Процессы взаимной адаптацииВ своих работах Венда В. Ф. ввeл понятие взаимной адаптации.

Он сформулировал законы взаимной адаптации и трансформации структур систем. По его мнению, они являются общими для всех видов систем.Закон взаимной адаптации для любых систем(№ 1). Развитие любой системы включает в себя процесс взаимной адаптации между внутренними компонентами системы и между системой в целом и окружающей средой. Венда считает, что процессы взаимной адаптации наблюдаются в каждой развивающейся системе.

Он предположил, что развитие человека, общества, любой живой системы отличается от развития неживых систем тем, что оно представляет собой процесс взаимной опережающей многоуровневой адаптации клеток, внутренних органов человека (членов общества, особей) между собой и человека (общества, экосистемы) в целом с окружающей средой. Проанализировал соотношение между материальными процессами взаимной адаптации и диалектикой, между материальным миром и его идеальным отражением человеком.Закон максимума эффективности(№ 2). Эффективность системы при определённой её структуре максимальна, если значение контролируемого фактора взаимной адаптации оптимально. Следовательно, зависимость критерия эффективности от любого фактора взаимной адаптации имеет колоколообразную форму(рис. 1). Вендой В. Ф. были проведены экспериментальные исследования влияния различных факторов взаимной адаптации на эффективность систем, в том числе деятельности человека. Выявил, что в качестве факторов взаимной адаптации может быть взята любая психическая функция, любой параметр среды или средств деятельности.Закон полиструктурности систем(№ 3) (рис. 2). Система может иметь ряд структур, каждой из которых соответствует особая колоколообразная кривая зависимости эффективности системы от избранного фактора взаимной адаптации системы со средой. Структуры системы могут представлять собой дискретный ряд с чёткими различиями в значениях оптимальных факторов взаимной адаптации и максимумов эффективности разных структур — стратегий.Закон трансформации(№ 4). Структуры системы трансформируются одна в другую через общее для них состояние системы. Состояние системы, общее для двух структур, отражается как точка пересечения их колоколообразных кривых(рис. 3). Венда считает, что при изучении развития в любой области принципиальным является анализ как одноструктурных, монотонных моделей, так и полиструктурных, трансформационных моделей, описывающих динамику любых сложных систем как волнообразный процесс с обязательным промежуточным спадом эффективности системы.Рис. 1. Визуализация второго закона Венды (закон максимума эффективности).S{displaystyle S}— структура системы;Q{displaystyle Q}— эффективность системы;F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптацииРис. 2. Визуализация третьего закона Венды (закона полиструктурности систем).Q{displaystyle Q}— эффективность системы,S1{displaystyle S_{1}}иS2{displaystyle S_{2}}— первая и вторая структуры системы,F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптацииРис. 3. Визуализация четвёртого закона Венды (закона трансформации).Q{displaystyle Q}— эффективность системы,S1{displaystyle S_{1}}иS2{displaystyle S_{2}}— первая и вторая структуры системы,F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптации,T{displaystyle T}— времяРис.4 Схема квадриграммы Рис. 5 Пример построения динамики процесса взаимной адаптации системы и среды на квадриграммеВенда представил новый тип графических номограмм, квадриграммы, с четырьмя квадрантами, которые позволяют представлять любые экспериментальные полициклические процессы, в том числе продолжительные многоходовые процессы взаимной адаптации, и обосновал возможность их применения в психологии, физиологии, математики и других науках. Вариант структуры квадриграммы показан на рисунке 4. Места частных моделей в квадрантах и направление переходов могут изменяться в зависимости от задач исследования, особенностей среды (объекта) и системы, удобств изображения. Пример построения динамики среды и системы на квадриграмме приведeн на рисунке 5.Ввёл понятия стратегия системы, структура — стратегия системы, дискретный ряд структур — стратегий системы, характеристическая кривая стратегии, инвариантность интегральной эффективности системы, конвергентная структура — стратегия, базовая дивергентная структура — стратегия, ассоциированность структур, реверсивная трансформация.Трансформационная теория обучения и динамики системВендой сделана попытка пересмотреть традиционный подход к психологическим процессам обучения.

В отличие от монотонной экспоненциальнойтеории обучения Германа Эббингауза (1890), Венда предложил трансформационную теорию обучения(основанную на законах трансформации), представив её как волнообразную кривую обучения с периодами спада при переходе от одной структуры деятельности к следующей (рис.3).. Трансформационная теория обучения значительно расширяет возможности анализа закономерностей и прогнозирования индивидуального развития и системного прогресса.Ввёл понятия трансформационная теория динамики систем, трансформатика (возникновение волнообразных трансформационных процессов в экономике, энергетике, науке и прочее), коадаптика (процесс взаимной адаптации в живых, неживых и комплексных системах, в частности экосистемах и системах «человек — машина — среда» ).

В 1995 году опубликовал книгу «Dynamics in ergonomics, psychology, and decisions: Introduction to Ergodynamics» , которая является введением в эргодинамику(процесс взаимной адаптации между обучающимся рабочим и структурно прогрессирующими орудиями труда). Предложил графические модели предсказания динамики эффективности систем. Разработал новые методы статистической обработки экспериментальных данных о процессах обучения.Венда предположил, что все участвующие в эволюционном процессе системы охвачены всеобъемлющим непрерывным процессом взаимной адаптации с периодическими трансформациями структур, порождающими новые виды, изобретения, открытия и волнообразную динамику развития.Системы гибридного интеллектаРис. 6 Пример структуры гибридной интеллектуальной системы для коллективного решения сложных задач. 1 — участники системы гибридного интеллекта, 2 — персональные компьютеры участников, 3 — индивидуальные информационные модели, 4 — групповой дисплей, 5 — координатор процесса решения, 6 — пульт координатора, 7 — психофизиологическая и другая информация о состоянии и деятельности участников системы гибридного интеллекта, 8 — дисплей координатора, 9 — ввод индивидуальной информации участников для синтеза интегральной модели решения, 10 — индивидуальное непосредственное изучение объекта, 11 — ввод индивидуальных запросов, 12 — индивидуально — адаптированная информация.Венда сформулировал принципы синтеза и функционирования естественных, эволюционно сложившихся, и искусственных, человеко-машинных и социотехнических, гибридных интеллектуальных систем. Разработал принципиально новые формы интеллектуальной деятельности в науке, проектировании, управлении, и технике — теорию гибридных интеллектуальных систем, включая естественные (биологические и социальные), искусственные (технические) и комбинированные (человеко — машинные, социотехнические),основанную на законах взаимной адаптации и трансформации.

Он рассматривал систему гибридного интеллекта как групповую экспертную систему коллективного мышления, использующую информационную технику, адаптированную к каждому участнику индивидуально и ко всей группе. Выделил главные принципы гибридного интеллекта, такие как: эволюционность, как соответствие глубинным интересам и структурам человека, животных, биосфер; демократичность как выражение равенства, общих интересов и ответственности участников, гибкого состава и гибкой иерархии, при которой каждый является лидером на тот период, когда он наиболее компетентен, полезен, дальновиден; взаимная адаптация всех участников и компонентов; трансформация стратегий как путь к творческому порождению новых стратегий; интенсивность процессов коммуникации. При этом компьютерные программы представляют стратегии мышления скрытых участников гибридного интеллекта. Пример структуры системы гибридного интеллекта для коллективного решения сложных задач оперативного управления, проектирования, планирования, обучения на базе адаптивной информационно-вычислительной техники приведён на рис.6 .Инженерная психология, эргономика и юзабилитиВенда экспериментально исследовал проблему оперативной адаптации структуры информационной системы к конкретной деятельности человека. Для максимально эффективного использования специфических способностей человека в системе управления предложил многоуровневую адаптацию технических средств и внешних условий к деятельности оператора с целью её оптимизации, такие уровни адаптации как тотальная, контингентная, функциональная, групповая, индивидуальная и индивидуально — оперативная адаптация. Исследование инженерно — психологических проблем синтеза средств отображения информации Венда рассматривает с позиции структурно — психологической концепции, суть которой сводится к тому, что структура системы отображения информации статистически обусловливает стратегии и сложность решения человеком задач. При этом цель оптимального синтеза систем отображения информации конкретизируется как максимальное приближение реальных значений психологических факторов сложности решения задач к их оптимальным значениям.Разработал теорию, методологию и практические рекомендации по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов.

На основе разработанных психологических принципов выбора структуры многокомпонентных средств отображения информации рассмотрел инженерно — психологические и эргономические вопросы художественного конструирования информационных средств и предложил эвристики для дизайнеров. Особое внимание уделил художественно — композиционным и аналитическим методам реализации сформулированных принципов выбора структуры средств отображения информации.Была сделана попытка унифицировать и привести в терминологическое соответствие параллельные понятия информационных моделей(комплекс средств отображения информации) и психических моделей(онтогенетическое, обобщённое отражение объекта, корректируемое на основе реальных результатов решения задач).Изучил психологические факторы сложности решения мыслительных задач и их количественные меры в зависимости от структуры представления визуальной информации и сделал вывод, что оптимально представленная задача теряет значительную часть еe сложности и становится тривиальной. Изучал теоретическую эргономику и инженерную психологию, базирующиеся на законах взаимной адаптации и трансформации. Исследовал взаимную адаптацию между структурой воспринимаемого дисплея и мышлением. Совместно с Дьяковым А. Ф. и Фроловым К. В. экспериментально исследовал динамику, эффективность и безопасность действий операторов энергетических объектов и систем. Дал психологические и эргономические рекомендации по проектированию информационных средств и обеспечению безопасности систем человек — машина — среда. Венда отстаивает приоритет российской науки в формировании теоретических и прикладных основ юзабилити информационной техники.Изучение развития творческих способностейИзучая биографии и творчество А. С. Пушкина, Наполеона, других выдающихся личностей, а также анализируя результаты его собственного лонгитюдного эксперимента продолжительностью более шестидесяти пяти лет, Венда выдвинул идею о возможности целенаправленного искусственного развития подсознательного творческого мышления. Венда считает, что искусственно развивая у ребёнка подсознательное творческое мышление можно воспитать интеллектуальный талант, а также привить сверхмотивацию к интеллектуальным успехам.

Вы знали, что 2 августа также

1934 - (84 года)
Известные люди

1945 - 2011 (66 лет)
Известные люди

1905 - 1993 (88 лет)
Известные люди

1912 - 1979 (67 лет)
Актрисы

1930 - 2018 (87 лет)
Известные люди

1627 - 2018 (391 год)
Известные люди

1847 - 1922 (75 лет)
Известные люди

1727 - 2018 (291 год)
Художники

1972 - 2018 (46 лет)
Известные люди

1865 - 1923 (57 лет)
Известные люди

1931 - 2011 (80 лет)
Известные люди

1863 - 1945 (81 год)
Композиторы