ДиаспораРанние годы в Казахстане, Польше и ФранцииРоберт Вистрих родился 7 апреля 1945 года в городе Ленгере в Казахстане.Его родители родились в Галиции и были гражданами Австро-Венгрии, говорили преимущественно на польском языке, но владели также немецким и другими языками. Его мать Сабина Шимоновна Зильбигер (1910 — после 2010) росла в ортодоксальной, но модернизированной еврейской семье в Подгорже (Краков), окончила местный университет и преподавала экономику. Отец, Яков Соломонович Вистрайх (1901 — после 1963), происходил из хасидской семьи из Жмигруда Краковского воеводства (сегодня Новы-Жмигруд Подкарпатского воеводства), однако уже его отец порвал с хасидской средой и стал купцом в Жмигруде, а позднее в Ясло. Впоследствии он работал врачом в Кракове, участвовал в молодёжном сионистском движении «Ха-Шомер» и некоторое время симпатизировал демократическим левым движениям Польши.Накануне Второй мировой войны родители Роберта жили в Польше.
В сентябре 1939 года, спасаясь от нацизма, они бежали из Кракова во Львов, откуда в июне 1940 года были депортированы на восток вглубь Советского Союза по причине «буржуазного» происхождения. Впоследствии выяснилось, что депортация помогла им пережить Холокост.
В 1942 году они прибыли в село Георгиевка, где Яков Соломонович Вистрайх работал врачом в Георгиевском детском доме и дважды арестовывался НКВД (1944) по сфабрикованным обвинениям в антисоветской пропаганде. Мать арестовывали трижды.После заключения польско-советского соглашения о праве на выезд в Польшу «лиц польской и еврейской национальности» Вистрихи уехали в Краков в 1947 году. Через год они переехали в Париж, а затем поселились в Лондоне, где рос и воспитывался будущий историк. Первым его языком был польский, затем французский и только позднее он освоил английский язык.
В ВеликобританииВ 1950-е годы Роберт Вистрих учился в лондонской Килбёрнской средней школе (en: Kilburn Grammar School) и закончил её в 1962 году. По его словам, здесь он впервые столкнулся с проявлениями антисемитизма, а предвзятое мнение учителей о евреях побудило его прикладывать больше усилий для достижения высоких результатов в учёбе.
В школьную программу входило изучение классиков английской литературы Чосера, Марло, Шекспира, Диккенса и других, и позднее Роберт вспоминал, какое негативное влияние оказывали антисемитские стереотипы, созданные этими авторами.
В эти годы он читал Маркса и придерживался радикальных взглядов.
В 1961 году впервые посетил Израиль и в течение месяца жил в кибуце, который произвел на него сильное впечатление.
В те дни в Израиле шёл судебный процесс над Эйхманом. Публикации о процессе позволили шестнадцатилетнему Роберту глубже понять и осознать трагедию Холокоста, во время которого нацисты уничтожили на территории Польши половину его семьи.
В 1966 году сдал трайпос по истории и получил степень бакалавра с отличием Кембриджского университета. Его сокурсники практически не знали еврейской истории, но шуточки о евреях были обыденным явлением. Живя в Великобритании в течение более тридцати лет жизни, он чувствовал себя аутсайдером.
Это в немалой степени было связано с его чувством еврейского самосознания. «Даже относительно более мягкая разновидность британского антисемитизма всегда присутствовала в школе, университете, в общественной жизни» , — вспоминает профессор Вистрих, и именно это побудило его заняться исследованием антисемитизма.Свою учёбу продолжил в Стэнфордском университете в Калифорнии, где находился в 1966—1968 годах. Степень магистра истории (M.A.) получил от Кембриджского университета в 1969 году (или в 1970 году).После учёбы в Стэнфорде Вистрих, по его словам, всё ещё «был одурманен светским утопизмом радикального марксизма» и присутствовал в Париже на студенческих протестах 1968 года (или даже принимал в них участие) . Вместе с тем он критически относился к существующим социалистическим режимам, и случайное пребывание туристом в Праге во время вторжения в Чехословакию только усугубило это отношение.
В 1969 году возвращается в Израиль, остаётся там 16 месяцев и работает литературным редактором журнала «New Outlook» на английском языке. Главным редактором журнала был историк и политик марксистско-сионистской партии МАПАМ Симха Флапан[en].
В 1969 году в ульпане в городе Арад Роберт познакомился с Даниель Боккара, на которой женился в 1971 году.
В 1971 году Вистрих вернулся в Лондон, начал работать над докторской диссертацией в Лондонском университете под руководством профессора Чимена Абрамского[en] и в 1974 году получил степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «Социализм и еврейский вопрос в Германии и Австрии, 1880—1914» . Тему диссертации он выбрал после бесед в Иерусалиме с историками Яаковом Тальмоном[en] и Джорджем Моссом, которые также советовали ему работать над диссертацией в Университетском колледже Лондона (UCL), где можно получить удобный доступ к необходимым источникам во Франции, Германии и Центральной и Восточной Европы. Профессор Фредерик М. Швейцер в одной из своих статей предполагает, что выбор темы диссертации был сделан докторантом под влиянием его посещений стран Центральной и Восточной Европы.
В результате знакомства с этими странами и использования ими антисемитизма и антисионизма как политического орудия Вистрих утратил иллюзии относительно левых идей и решил посвятить свои исследования именно этой теме.
С 1974 по 1981 год занимал должность директора по исследовательской работе Института современной истории и библиотеки Винера[en] в Лондоне, являющегося центром по изучению Холокоста, и работал главным редактором «Бюллетеня библиотеки Винера» . Сотрудничество с директором центра профессором Вальтером Лакером позволила Вистриху глубже понять историю немецкоязычных евреев и более основательно изучить методы работы с архивными документами.
В немецкоязычной среде центра усовершенствовал знание немецкого языка, которые приобрёл ранее, общаясь со своей бабушкой. Результаты исследований, полученных при работе с документами библиотеки, легли в основу книги «Кто есть кто в Нацистской Германии» .Еврейский университет в ИерусалимеЛектор отделения гебраистики и иудаистики Университетского колледжа Лондона с 1979 по 1980 год. Приглашённый лектор Института перспективных исследований при Еврейском университете в Иерусалиме[en] (1980—1981) и затем старший научный сотрудник этого института (1981—1982).
В ИзраилеВ 1982 году Вистрих репатриировался из Великобритании в Израиль.
В том же году он получил назначение с постоянным контрактом на должность старшего лектора современной европейской и еврейской истории Еврейского университета в Иерусалиме.
С 1985 по 1989 года ассистент-профессор, а с 1990 года профессор и заведующий кафедрой современной европейской и еврейской истории имени Нойбергеров в Еврейском университете в Иерусалиме.Университетский колледж ЛондонаПараллельно с педагогической и научной работой в Иерусалимском университете профессор Вистрих приглашался во многие ведущие университеты мира.
В 1991 году в ознаменование 150-летия лондонской газеты «Еврейская Хроника» (en: The Jewish Chronicle) в её честь при отделении гебраистики и иудаистики факультета искусства и гуманитарных наук Университетского колледжа Лондона была учреждена постоянная кафедра по изучению современной еврейской истории. Роберта Вистриха избрали первым заведующим кафедры, и он занимал эту должность до 1995 года.
В разные годы был приглашённым профессором в Оксфордском университете (1986—1987), Высшей школе социальных наук (1988—1990), Брандейском университете (1999), Гарвардском университете (1999—2000), Международном институте социальной истории (1999—2000) и других университетах.
В 1999—2000 годах Вистрих входил в состав шести учёных Международной католическо-еврейской исторической комиссии[en], которая изучала деятельность Ватикана и Папы Пия XII во время Холокоста (см. ниже отдельный раздел).Вистрих — одним из ведущих специалистов в мире в вопросах антисемитизма. Ирвин Котлер[en] называет его «выдающимся учёным» в этой области. Рецензируя книгу «Смертельная одержимость» , профессор Петер Дж. Хаас из университета Кейз пишет, что творческий путь Роберта Вистриха посвящён изучению истории евреев Центральной и Восточной Европы и исследованию современного антисемитизма.
С публикацией книги «Антисемитизм — самая застаревшая ненависть» в 1991 году автор зарекомендовал себя как один из ведущих историков, исследующих антисемитизм.Накануне ежегодного собрания Американского еврейского комитета (АЕК)[en] в 2002 году Вистрих подготовил отчёт "Мусульманский антисемитизм: явная и реальная опасность. Согласно отчёту современный мусульманский мир не делает различия между понятиями «еврей» и «сионист» . Вистрих утверждает, что антисемитизм среди арабов и мусульман возник относительно недавно, но его формы представляет собой реальную угрозу цивилизованному миру. Автор отчёта также опровергает распространенное заблуждение о том, что арабы не могут быть антисемитами, так как сами являются семитами.
В 2002 году профессор Вистрих сменил профессора Далию Офер на посту директора SICSA и начал редактировать ежегодный научный журнал «Antisemitism International» этого центра. Международный научно-исследовательский центр по изучению антисемитизма SICSA при Еврейском Университете в Иерусалиме был основан Видалом Сассуном в 1982 году с целью сделать мир более безопасным местом для еврейского народа и не допустить повторение Холокоста. Рассказывая о задачах SICSA, новый директор отметил, что антисемитизм является «труднопреодолимым и склонным к рецидиву феноменом» и для того, чтобы справиться с поставленными перед центром задачами, наряду с конференциями, публичными заявлениями, программами в СМИ, мониторингом и другой деятельностью необходим «инновационный, активный и творческий подход к исследованию антисемитизма» . Помимо исследователей Вистрих начал привлекать к работе центра общественных деятелей, послов, журналистов и просто озабоченных граждан, стремясь сделать обсуждение актуальных вопросов публичным и вынести его за рамки учебной аудитории.
В качестве эксперта профессора Вистриха приглашали с докладами на многие международные форумы.
Он выступал на конференциях ОБСЕ по антисемитизму, перед Комиссией по правам человека ООН, Британским парламентом, комиссиями Кнессета, Глобальным форумом по борьбе с антисемитизмом (GFCA) и другими форумами. Одним из самых значимых событий, по мнению эксперта, была первая конференция ОБСЕ по антисемитизму, проведённая в 2003 году в Вене при участии около 400 делегатов из 55 стран.
В своём докладе на конференции Вистрих напомнил, что уже на конференции ООН против расизма в Дурбане в 2001 году[en] такая достойная цель, как борьба с расизмом, была извращена и обращена против Израиля и еврейского народа.
В докладе отмечено: «Исламисты (и не только они) похитили ислам и производят сейчас убийственный антиеврейский коктейль, который они теперь экспортируют обратно в Европу… Это рикошетом отозвалось фанатизмом на Ближнем Востоке и новой яростной вспышкой антисемитизма прямо в Центральной Европе» . Вистрих призвал делегатов положить конец экономическим, академическим, научным и культурным бойкотам Израиля, которые, по его словам, не только являются проявлением дискриминации, но и противоречат принципам открытого демократического общества и свободного научного обмена.Начиная с 1990-х годов Вистрих становится инициатором и принимает участие в создании ряда документальных фильмов для британского и немецкого телевидения. Эти фильмы обходят экраны многих стран. Кроме функции исторического консультанта, он иногда берёт на себя обязанности продюсера, режиссёра, сценариста или комментатора фильма.
В 2003 году по его инициативе снят фильм «Обвинение евреев» , дополнивший его первый сериал «Самая застаревшая ненависть» и осветивший наиболее современные аспекты антисемитизма. Ещё через три года он консультирует создателей американского документального фильма «Одержимость — война радикального ислама против Запада» [en].
В 2010 году увидела свет книга Вистриха «Смертельная одержимость: антисемитизм — от древности до глобального джихада» . «Шедевр» , «монументальная работа» , «нет другой книги, которая по масштабу исследования, по моральной и литературной силе и по политической актуальности могла бы сравниться с ней» — это лишь немногие из редакционных отзывов о книге, опубликованных на сайте Amazon. Манфред Герштенфельд (en: Manfred Gerstenfeld) полагает, что автор «Смертельной одержимости» продемонстрировал большое мужество, когда без всякой политкорректности назвал мусульманский антисемитизм одной из самых больших проблем современности. Последние шесть глав книги посвящены таким темам, как «Гитлер и муфтий» , «Хамас, Хизбалла, Священная война» , «Гнев Хомейни» и т. д.. Профессор Джеффри Херф (en: Jeffrey Herf) цитирует Вистриха, пришедшего к заключению, что «для правящего эшелона Ирана уничтожение Израиля стало провозглашённой целью внешней политики, и для реализации этого плана она отводит центральное место оснащению ядерным оружием» .
В интервью журналистке Рути Блюм (en: Ruthie Blum) Вистрих сказал, что аятоллы поставили своей целью установить гегемонию на Ближнем Востоке, а затем выйти на позицию, позволяющую бросить вызов гегемонии Запада.
В своей книге он обосновал это утверждение и отметил, что важную роль в достижении этой амбициозной цели играет антиизраильская пропаганда.
В 2010 году репатриировалась из Великобритании в Израиль мать Роберта Сабина Вистрих, где она встретилась со своей правнучкой Ноей и через два дня после приезда отметила своё 100-летие.Конференция SICSA, 2014В 2012 году Вистрих опубликовал книгу «От неопределённости к предательству: левые, евреи и Израиль» . Эта книга является первым исследованием об изменениях, которые произошли в отношении левых к евреям, сионизму и Израилю, начиная со времён зарождения европейского социализма в 1840 году и до настоящего времени.
В ходе исследований Вистрих изучал источники на 12 языках. Стивен Дэйсли в своей рецензии на книгу полагает, что её чтение требует знания еврейской истории и философии и она, видимо, не рассчитана на массового читателя. Однако тот, кто прочитает её, поймёт, что она является предупреждением, которое нельзя игнорировать. Автор рецензии полагает, что антисемитизм, загнанный в подполье после Хрустальной ночи и Освенцима, вновь занял центральное место в западной политике и поэтому он предупреждает: «Наше поколение будут судить в зависимости от быстроты и решительности нашей реакции, точно также, как поколение наших отцов и дедов осудили за его бездействие, когда газовые камеры сделали своё жуткое дело» .
В 2011—2014 годах Вистрих работал над созданием выставки «Народ, Книга, Страна: 3500 лет связи еврейского народа и Земли Израиля» , инициатором и соорганизатором которой был Центр Симона Визенталя. Вторым соорганизатором выставки являлась UNESCO, предоставившая для выставки свою штаб-квартиру в Париже. Цель выставки — представить историю еврейского народа на Земле Израиля со времён праотца Авраама.
В дополнение к этому выставка могла бы сломать барьер враждебности между Израилем и ЮНЕСКО, принявшей до этого ряд антиизраильских резолюций. Запланированное начало выставки было сорвано представителями арабских государств в ЮНЕСКО, оказавшими давление на эту организацию. Объявленный новый срок выставки — 11 июня 2014 года (см. ниже отдельный раздел).Газета «Алгемейнер журнал» [en] назвала Роберта Вистриха в списке «100 людей, оказавших благоприятное влияние на еврейскую жизнь» за 2013.
В том году список был опубликован впервые, и Вистрих представлен в нём в разделе «Академические круги» вместе с двумя другими учёными.