В 1964 году поступил на факультет психологии МГУ, который окончил в 1969.
С 1969 по 1974 год учился в аспирантуре и работал в НИИ ОиПП АПН СССР.
В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости» .
В 1978 году проходил стажировку в ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования.
С 1975 по 1990 год работал в НИИ проблем высшей школы, сначала старшим научным сотрудником, затем заведующим сектором педагогической психологии.
В 1991 году защитил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» .
С 1990 по 1995 год руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ.
С 1995 по 2000 год получил должность заместителя директора Федерального института планирования образования.
В 1997 возглавил кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ имени М. А. Шолохова. Член экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018). Научная деятельность Вербицкого связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования. Исследования и практические разработки направлены на разрешение основного противоречия профессионального образования. Вербицкий участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России» , «Инновационные педагогические технологии» , осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных Концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования.