Первый период жизниАнри ван де Велде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств.
В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Каролюса-Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства» (Association pour l"Art Independent).
В 1888 году был принят в авангардистское Общество XX, где познакомился с Гогеном и Моррисом.Первый период творческой жизни ван де Велде — до 1900 года — период творческого самоопределения.
Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку Общество XX, он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сёра, Тулуз-Лотрек.
С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель.
С 1893 года ван де Велде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе.
На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.
В 1894 году ван де Велде выполнил первый архитектурный заказ — дом Сете в Дивеге.
В 1895—1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн» , одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох» , ван де Велде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение ван де Велде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.Жизнь в ГерманииЗрелым мастером ван де Велде переехал в 1900 году в Германию.
Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы.
В 1900—1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров музея Фолькванг в Хагене, создав одно из типичнейших произведений стиля модерн.
В 1902 году ван де Велде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств великого герцога.
Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Великогерцогское техническое училище прикладных искусств.
В 1906 году ван де Велде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.
В 1911 году по его проекту был построен мемориал Эрнста Аббе в Йене.Возвращение на родинуПокинув Германию в 1917 году, ван де Велде недолго работал в Швейцарии и Нидерландах, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность.
Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.Высоко ценя в искусстве современность, ван де Велде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени.
Это помогло ему создать своё последнее сооружение, временное здание музея Крёллер-Мюллер в Нидерландах (1937—1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур.
Это делает музей Крёллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества ван де Велде отражает проект постоянного здания музея — монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.Последние годыС 1947 года ван де Велде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом ван де Велде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.