Великолепного танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить.
И те, и другие считают его своим.
И у Франции, и у России есть на это все основания.
Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа» . Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa) родился во французском городе Марселе 11 марта 1818 года. Его отец Жан-Антуан Петипа был артистом балета. Мариус начал учиться у него балетному искусству, а также брал уроки у Огюста Вестриса.Уже в детстве Мариус вышел на сцену в балетах, поставленных отцом. Повзрослев, он продолжал работать с отцом, выступал с гастролями во Франции, в США, в Испании.
В 1847 году Мариуса пригласили в Россию, где в октябре 1847 года он станцевал партию Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита» . Впоследствии Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете Ж.Мазилье «Сатанилла» , балетах Ж.Перро «Эсмеральда» , «Фауст» , «Корсар» на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге.Вскоре Петипа пробует себя в качестве балетмейстера и одновременно играет роли в своих постановках.
В 1862 году, поставив балет Пуни «Дочь Фараона» , он прославился. Начиная с этого момента, он поставил более 60 оригинальных балетов, являясь в 1863-1903 годах главным балетмейстером петербургского балета. Опираясь на традиционную школу, Петипа в то же время разработал новую структуру балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные сцены.Вершиной его творчества считаются балеты, поставленные им на музыку Петра Ильича Чайковского: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895), а также Ильи Глазунова («Раймонда» , 1898).Умер Мариус Петипа (1) 14 июля 1910 года в Гурзуфе, был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.