Ранние годыМасатада Макино (таково его настоящее имя) родился в 1908 году.
В этом году его отец Сёдзо Макино впервые обратился к кинорежиссуре. Масахиро начал сниматься в фильмах своего отца ещё до того, как пошёл в школу (в трёхлетнем возрасте).
Но даже когда мальчик пошёл учиться в Киотскую городскую среднюю школу, отец разрешал ему посещать занятия зачастую только в дождливые дни, когда съёмки на натуре были невозможны. Получив среднее образование, Масахиро в 17-летнем возрасте пришёл на студию Makino Film Productions[en], основанную его отцом и начал работать ассистентом режиссёра, постепенно постигая азы кинорежиссуры, хотя продолжал работать и актёром, так же как его братья и сёстры. Масахиро Макино в качестве актёра выступал только в детские и юношеские годы, снявшись с 1912 по 1928 год в 171 фильме. Масахиро рано начал писать сценарии и первый его оригинальный сценарий «Кукла с голубыми глазами» ему придётся самому же поставить, заменив на съёмочной площадке заболевшего режиссёра.Карьера в киноНемое киноМасахиро Макино с отцом Сёдзо Макино. Фото 1928 годаМасахиро Макино дебютировал в кинорежиссуре в 1926 году, когда ему было всего лишь 18 лет. Уже вскоре молодой режиссёр добился успеха в среде профессиональных критиков. Его фильм «Улица ронинов. История 1: Красивая добыча» получил премию журнала «Кинэма Дзюмпо» как лучший фильм 1928 года, а две другие работы Макино этого же года были в номинации: «Месть у храма Содзэндзи» по результатам голосования критиков журнала занял 4 место в десятке номинантов, а кинолента «Бойцовые петухи» — 7 место. Не менее удачным для новичка в режиссуре выдался и следующий 1929 год, когда во второй раз подряд его фильм «На плахе» будет назван лучшим фильмом года на очередном вручении кинопремии «Кинэма Дзюмпо» .
В топ-десятку номинантов того года попала и другая его картина, заключительная часть трилогии о безработных самураях «Улица ронинов. История 3: Бесы» , занявшая почётное третье место.Его лучшие фильмы немого периода: трилогия «Улица ронинов» (1928—1929) — эпический рассказ о группе безработных самураев в Эдо (в сохранившемся от всех фильмов трилогии часовом фрагменте наглядно проиллюстрирована жизнь низов общества в период сёгуната Токугава с сильным акцентом на скуку повседневного бытия).
Но из-за растущего милитаризма и националистических устремлений в стране, даже этот популярный киносериал был подвергнут жёсткой цензуре со стороны властей; А также кинолента «На плахе» (1929), где рассказана история о ронине, ложно обвинённом в совершении преступления и который не может доказать свою невиновность.Тем не менее, эти важные для начинающего режиссёра работы, несмотря на высокую оценку со стороны критиков и левоориентированной молодёжи, провалились в прокате. Кинофирма Makino Film Productions была близка к банкротству, и не только из-за плохих сборов от кинолент Макино-младшего, но и сам Сёдзо Макино причастен к долгам студии на сумму в 370,000 иен. Летом 1929 года умер Сёдзо Макино. Наследник дела отца, ещё не опытный в бизнесе Масахиро еле-еле держался на плаву, однако так и не сумев рассчитаться с долгами и наладить кинопроизводство в прежнем виде, он всё же закрыл студию и нанялся в 1932 году на работу в одну из лидирующих в те годы японских кинокомпаний «Никкацу» .1930-е годыСпустя два года, в 1934 году Макино был уволен из «Никкацу» за участие в одной из студийных забастовок, но уже в следующем 1935 году режиссёр нашёл возможность и средства для создания своей собственной небольшой студии Makino Toki Seisakusho.
В 1937 году из-за финансовых трудностей и эта студия всё же будет закрыта и Макино вернётся в кинокомпанию «Никкацу» .
В 1930-е годы японская киноиндустрия процветала, и хотя в эти годы Макино не был в числе фаворитов кинорежиссуры, какими тогда считались Ясудзиро Симадзу, Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути, Тэйносукэ Кинугаса, он тем не менее почитался наряду с Дайскэ Ито одним из признанных мастеров жанра дзидайгэки и был весьма уважаем. Именно поэтому кинокомпания «Никкацу» вновь приняла его в свои ряды, несмотря на недавнее увольнение.
Но и недоброжелателей у Масахиро Макино тоже хватало. Его упрекали главным образом в большом количестве поставленных лент. Только в 1936 году режиссёр поставил 30 фильмов (то есть в среднем на постановку каждого из них было потрачено 12 дней), а например время затраченное на съёмки картины «Монах и цветы Эдо» того же 1936 года составило всего лишь 28 часов. Критики его творчества всегда вменяли Макино в вину прежде всего именно это — фильмы поставленные на поток, когда мол нет времени для творческого процесса. Однако его защитник, критик Садао Яманэ утверждает, что ускоренная практика съёмки способствовала более ритмичному стилю фильмов Макино. Ритм и темп одна из составляющих фильмов в жанре дзидайгэки и фильмы режиссёра неизменно были насыщены действием.Годы Второй мировой войныкадр из фильма «Пролитая кровь в Такаданобаба» (1937)постер к фильму «Опиумная война» (1943)В кинолентах, снятых в конце 1930-х годов в компании «Никкацу» было больше, чем ранее в его работах, экранного насилия и реализма — это, а также участие в них популярных звёзд дзидайгэки Цумасабуро Бандо («Тюдзи Кунисада» , 1937; «Пролитая кровь в Такаданобаба» , 1937) и Тиэдзо Катаока («Дзирайя» , 1937; «Пылающий рассвет» , 1938 и др.) обеспечило наконец заслуженный кассовый успех.Наиболее удачными среди работ этого периода его творчества признают эпическую историческую драму с элементами комедии «Пролитая кровь в Такаданобаба» (1937), — чистый образец жанра дзидайгэки, ныне считающийся шедевром из кинолент Макино, и кинооперетту «Пение любителей птиц» (1939).
В 1941 году Масахиро Макино перешёл из «Никкацу» в «Тохо» , где в эксцентричной комедийной форме был снят дзидайгэки «Человек, исчезнувший вчера» (1941), основанный на материале американского комедийного триллера «Тонкий человек» (1934, реж. В. С. Ван Дайк), но место действия перенесено в Японию периода Эдо.
В фильме снимались популярные звёзды японского кино Кадзуо Хасэгава, Исудзу Ямада и Хидэко Такаминэ. Такие заимствования из голливудского кинематографа были довольно необычны в то грозное военное время.
В военные годы Макино, как и другие режиссёры, включая Акиру Куросаву (фильм «Самые красивые» , 1944) был вынужден снять несколько пропагандистских лент в поддержку милитаристского режима.
В его фильме «Опиумная война» (1943), действие которой разворачивается в период Первой мировой войны, японцы напали на англичан.
Но и в этой картине Макино вновь заимствовал сюжет из голливудской истории, а именно — из классического немого фильма Дэвида Уорка Гриффита «Сиротки бури» (1922), где была показана история двух сестёр на фоне Французской революции (главные роли исполняли тоже сёстры Лиллиан и Дороти Гиш). Актрисы Сэцуко Хара и Хидэко Такаминэ играют страдающих от британского империализма в Китае сестёр, но несмотря на их таланты фильм оказался довольно карикатурным. Однако этот фильм был большим хитом в японском прокате 1943 года.
В 1943 году Масахиро Макино покинет кинокомпанию «Тохо» и заключит договор с «Сётику» , где он проработает до конца 1947 года.
В поставленном Макино в 1944 году фильме «Тонет непотопляемый линкор» показана жизнь на заводе, где делают торпеды и довольно подробно показан процесс изготовления снаряда вплоть до его успешного запуска против американского военного корабля.Послевоенный периодкадр из фильма «Воровка и судья» (1951)Поскольку американскими оккупационными властями были запрещены фильмы со сценами сражения на мечах, так как считалось, что они показывают милитаристский дух японского народа, — это были годы когда жанр дзидайгэки исчез с экранов вплоть до 1952 года, до окончания оккупации Японии союзными войсками.
В эти годы Макино снимал фильмы женской тематики («Заждавшаяся женщина» , 1946, «Врата плоти» , 1948, по роману Тайдзиро Тамуры и др.).
В послевоенные 1940-е и в 1950-е годы Масахиро Макино будет снимать фильмы в различных кинокомпаниях, нигде подолгу не задерживаясь.
В 1948 году Макино сделал пару фильмов в кинокомпании «Дайэй» , затем 4 фильма для независимой компании C•C•C (однако прокатом фильмов этой студии занималась более крупная фирма «Тохо» ), в 1950-х годах работал в кинокомпаниях «Тоёко эйга» (принадлежащей его брату Мицуо Макино), «Тоэй» , «Тохо» , «СинТохо» , «Дайэй» , «Сётику» , «Никкацу» , Takarazuka Eiga.
В кинокомпании своего брата «Тоёко эйга» Макино поставил фильм по сценарию Акиры Куросавы «Постановщик фехтования Дампэй» (1950) с Утаэмоном Итикавой в главной роли. Начиная с 1952 года, после ухода оккупационных властей, Макино наконец-то получает возможность обратиться к излюбленному им жанру дзидайгэки и снимает в компании «Тохо» один из самых ярких в этом жанре киносериалов (из девяти картин) «Дзиротё: хроника трёх провинций» (1952-1954, по роману Гэндзо Мураками). Эта серия фильмов пользовалась большим успехом и имела множество продолжений. Сам Макино в дальнейшем снял в других кинокомпаниях фильмы как бы дополняющие рассказанную в этом киносериале историю: для компании «Никкацу» две киноленты «Хроника игрока Дзиротё» (1955) и в компании «Тоэй» три фильма из цикла «Дни юности Дзиротё» (1960-1962, в главной роли Кинносукэ Накамура), киноленту «Дзиротё и маленький гоблин: Насилие на дороге Косю» (1962, в главных ролях Кинъя Китаодзи и Кинносукэ Накамура) и три серии из цикла «Королевство Дзиротё» (1963-1964, исполнители главных ролей Кодзи Цурута и Дзюнко Фудзи).
В 1950-е годы Макино сделал много ремейков с собственных старых фильмов. Режиссёр дважды переснял фильм 1936 года «Соломенная шляпа Ятаро» (в 1952-м в компании «СинТохо» и в 1960-м в «Тоэй» ). Та же участь постигла и старую киноленту «Садзэн Тангэ» (1936), к сюжету которой он обратился сначала в 1953 году в кинокомпании «Дайэй» , а затем в 1956 году в «Никкацу» . Переделкам подверглись также другие его старые фильмы «Месть у храма Содзэндзи» (1928, 1957), «Эхо любви» (1937, 1959), «Курама Тэнгу» (1938, 1959). Самой успешной в этом ряду новых версий старых картин была «Улица ронинов» (ремейк 1957 года с фильма 1928 года), сделанная в кинокомпании «Сётику» .
В 1960 году режиссёр начал работать на телевидении, снимая в прямом эфире драматический сериал «Гостиница в Акиба» .
В дальнейшие годы снял ещё полтора десятка ТВ сериалов (последний в 1981 году).Один из популярных фильмов режиссёра периода 1960-х годов «Принцесса Сэн и Хидэёри» (1962) о принцессе, чьё счастье рухнуло, когда её родные, отец и дед доводят до смерти её любимого мужа. Работая в 1960-е годы преимущественно в кинокомпании «Тоэй» , режиссёр ставил фильмы в новом для него жанре нинкё эйга.
В этих кинолентах у него играли популярные представители этого направления: Кэн Такакура, Кодзи Цурута, Дзюнко Фудзи, Хироюки Нагато. Наибольшей популярностью пользовались фильмы этого жанра из серии «Японский якудза» (девять кинолент, снятых с 1964 по 1969 гг.).Последним фильмом, снятым Масахиро Макино для большого экрана стал «Семья Цветущей Сакуры из Канто» (1972), после чего режиссёр работал на телевидении вплоть до 1981 года.
В 1977 году Масахиро Макино опубликовал книгу воспоминаний.
Он умер в 1993 году в возрасте 85 лет, оставив поклонникам свего таланта огромное количество кинолент. Его фильмография по данным Японской базы по кино (JMDb) насчитывает 273 киноленты (правда, многие из ранних его фильмов не сохранились).