Сын экономиста Якова Герчука (1901—1969), работавшего в Наркомате финансов СССР и репрессированного в 1931 г.Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ (1951). Экскурсовод в художественных музеях и галереях (1949—1953).
В 1957—1960 преподавал историю искусств в Московской средней художественной школе.
В 1962—1967 — заведующий отделом журнала «Декоративное искусство СССР» . Сотрудник Института теории и истории архитектуры (1968—1970).
В 1970-м оставил службу ради самостоятельной творческой работы в художественной критике и нескольких областях истории и теории искусства.
В последние годы читал также лекции по истории искусства книги в Высшей академической школе графического дизайна.Автор четырнадцати книг и около тысячи публикаций в газетах, журналах, альманахах и научных сборниках, посвящённых как классическому, так и современному искусству — в первую очередь, графике и искусству книги.Показал себя как блистательный мастер фотограммы. Был её популяризатором, автором статьи «Фотография без камеры» и вдохновителем выставки «Фотограмма» , прошедшей в Манеже в 1999 году.Участник правозащитного движения. Автор письма в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (1966), участник петиционной кампании вокруг «процесса четырёх» (1967—1968), подписал обращение в защиту А. Т. Марченко (1968). Предоставлял свою квартиру для подготовки к изданию «Хроники текущих событий» . Подвергся преследованиям: его пытались исключить из МОСХ, был понижен в должности (1968)[источник не указан 546 дней].Дочь — художник книги и художественный критик Елена Герчук.