Школьное образование получил в Ницце, Шамбери и Гренобле.
В Сорбонне, слушателем которой Арнольд стал после завершения школы, не было курса этнографии (её стали преподавать значительно позже — с 1943 г.), поэтому юноша покинул знаменитый университет и поступил в Национальную школу живых восточных языков, потом в Практическую школу высших знаний. Ван Геннеп получил подготовку в области общей лингвистики, древнеарабского языка, египтологии, ислама, религии первобытных народов.
В 90-х годах XIX в., когда ван Геннеп приобщался к научным исследованиям, во Франции наибольшим авторитетом пользовалась социологическая теория Эмиля Дюркгейма, поддержанная Клодом Леви-Строссом. Пребывание в Восточной Европе (Польша, 1897—1901) после женитьбы, расширило его кругозор, он освоил польский и русский языки. Возвратившись во Францию, он возглавлял Отдел переводов Министерства сельского хозяйства.
С 1907 по 1914 г. работал секретарем в Международном институте этнографии и социологии.
С 1907 по 1914 г. работал секретарем в Международном институте этнографии и социологии. 1912—1915 годы А. ван Геннеп заведовал кафедрой этнографии в швейцарском городе Невшатель. Независимый характер учёного не позволял ему идти по пути тривиального университетского профессора того времени, когда преподаватели формировали из студентов себе подобных специалистов.
Он не примыкал ни к одному модному течению в науке и оставался верен своим убеждениям. Независимый нрав и абсолютная честность привели к тому, что ван Геннеп потерял профессорское место: в годы первой мировой войны он во всеуслышание заявил, что швейцарское правительство не соблюдает объявленный нейтралитет. За это он был изгнан из Швейцарии и был вынужден вернуться во Францию. Самостоятельность научной позиции стоила ван Геннепу научной карьеры — он всегда оставался вне официальных научных учреждений, зарабатывал на жизнь переводами, журнальными публикациями, издательской деятельностью.