Катарина Фатта (итал. Caterina Fatta) родилась в городе Риме 12 октября 1730 года в семье повара князя Габриелли. Девочка с детства обнаруживала страсть к пению и способности к музыке и князь Габриелли, восхитившийся её голосом и красотой, отдал её в школу сначала к Гарчиа, а потом к одному из лучших в то время учителей пения Никола Порпоре. Через несколько месяцев она уже могла выступить в концерте и восхитила публику своим талантом. Её прозвали «la cochetta di Gabrielli» (буквально «кухарочка Габриелли» ), и фамилия князя, открывшего знаменитую певицу, осталась навсегда за ней.
В семнадцатилетнем возрасте Катарина Габриелли блестяще дебютировала на сцене в городе Лукка в опере Бальдассаре Галуппи «Софонизба» . Дальнейшей обработке её голоса много содействовали занятия с певцом Гваданьи.
Он же был её первой любовью, за которой последовали многие другие. Вообще свою жизнь она посвятила искусству и любви. Её слава и красота приклекали множество поклонников, с которыми, согласно отзывам современников, «она позволяла себе разные проделки» .
В 1750 году Габриелли пела в Неаполе в «Дидоне» Никколо Йоммелли, после чего её имя стало известным и в Европе. Приглашенная в Вену, где она получила звание придворной певицы и познакомилась с Пьетро Метастазио и Кристофом Виллибальдом Глюком, которые помогали ей советами.
В 1765—1767 гг. Катарина Габриелли пела в Палермо, затем в Парме.Вскоре Габриелли решила отправиться в Россию, куда её приглашал Томмазо Траэтта, заведовавший Петербургской итальянской оперой.
В 1769 году она дебютировала в Санкт-Петербурге в опере Траэтто «Необитаемый остров» и «очаровала слушателей» .Императрица Екатерина II предложила ей остаться на весь сезон. Габриелли запросила 10 тысяч рублей в год жалованья (по другой версии — 5000 червонцев за 2 месяца) и в ответ на слова Государыни, что подобное жалованье получают только фельдмаршалы, сказала: «В таком случае Ваше Величество может заставить петь своих фельдмаршалов» .
В конце концов он согласилась получать 7 тысяч (по другим сведениям — 6500) рублей. Впрочем, вышеприведенный анекдот рассказывается и о других артистах.
В России она с успехом выступала в течение пяти лет почти во всех операх, дававшихся на придворной сцене, и была очень любима публикой.Иван Перфильевич Елагин — директор Императорских театров до такой степени любил певицу, что она заставляла потакать всем её капризам, но после того, как он повредил себе ногу по её вине (то же самое рассказывается и про балерину, за которой ухаживал Елагин), выведенная из терпения императрица Екатерина II приказала в 1775 году выслать её за границы Российской империи, выдав сполна все жалованье согласно действовавшему контракту.После отъезда из России Катарина Габриелли продолжала гастролировать в разных странах. Голос её долго сохранял свежесть, чистоту и силу. Слава певицы начала меркнуть с 1780 года, и убедившись в том, что её карьера клонится к упадку, она оставила сцену и поселилась в столице Италии.Большие средства, накопленные певицей, позволили ей окружить себя роскошью. Дом её сделался местом собрания римской молодежи.
Она щедро помогала бедным и устраивала в их пользу блестящие праздники и концерты, в которых, однако, сама не принимала участия. Жизнь Катарины Габриелли, полная разнообразных приключений, послужила темой для многих повестей и романов. Александр Радищев упоминает её в своём знаменитом Путешествии из Петербурга в Москву.Катарина Габриелли умерла 16 апреля 1796 года в родном городе.Примечания^ Перейти к: 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
SNAC
^ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 Габриелли, Катарина // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
В русском биографическом словаре Половцова говорится, что её в 1768 году заставила бежать из Пармы ревность инфанта Филиппа, с которым у неё был роман, однако Филипп I умер тремя годами ранее. Возможно имелся в виду его сын Фердинанд I, либо подразумевалась месть со стороны родственников Филиппа Габриэли, Катарина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Шамфор Н. Максимы и мысли. Характеры и анекдоты. – М., 1966, с. 212. Классические музыканты^ Перейти к: 1 2 Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев) В иностранных источниках растиражирована версия о том, что причина отъезда певицы связана с неисполнением денежных обязательств перед ней со стороны Императорских театров.