Родился 2 февраля 1616 года на юге Франции в городке Монпелье в скромной семье. Отец его — Марен Бурдон был мастером живописи и витражей, мать — Жанна Гельдер была дочерью серебряных дел мастера. Себастьян воспитывался в духе протестантизма.
В семь лет он покидает семью и приезжает в Париж, где поступает в мастерскую художника Бартелеми.
В 14 лет Бурдон покидает столицу; согласно старым биографам художника, он исполнил фрески на своде в замке близ Бордо. Затем поступил на военную службу в Тулузе, где командир, заметив его равнодушное отношение к службе и узнав, что он художник, освободил его от воинской повинности и, возможно, именно он предложил Бурдону путешествие в Италию.Около 1634 года Себастьян приезжает в Рим, где в то время живут и работают такие мастера как: Питер Ван Лар, создатель жанра «бамбочад» , Никола Пуссен, Клод Лоррен, Джованни Бенедетто Кастильоне, Андреа Сакки. Клод Лоррен оказал содействие Бурдону и молодой художник начал работать, подражая этим великим мастерам, а также Караваджо, его картины успешно покупались. Наряду с этими подражаниями Себастьян начинает вырабатывать свою манеру писания картин.
Он находит собственную тему, обращаясь к изображению жанровых сцен: «Военный лагерь» (около 1635—1636), «Печь для обжига извести» (около 1635—1636).
В ранних работах проскальзывают мотивы, близкие «бамбочадам» , однако их отличает четкое построение композиции, взаимосвязь планов и преобладание светлого колорита.Мученичество Св. Петра, 1643К середине 1630-х годов относят ряд его работ на мифологические сюжеты. Меньше известные его исторические картины римского периода.
В 1637 году, после ссоры с неким французом, который грозил Бурдону донести о кальвинистском вероисповедании. Из-за этого Себастьян вынужден был срочно покинуть Рим, так как ему угрожала инквизиция.
Он уехал из Рима в сопровождении финансиста Эсселена, чье покровительство облегчило отъезд из города. Некоторое время Себастьян Бурдон провёл в Венеции. Влияние венецианцев ощутимо проявляется в его полотнах, написанных по возвращении в Париже: «Поклонение волхвов» , «Смерть Дидоны» , «Нахождение Моисея» .
В этих картинах появился новый поэтический дух, использование более ярких тонов на первом плане и освещенный дальний план, использование извилистых ритмов, которые противостоят жестким линиям архитектуры, новое понимание пространства. Те же черты были присущи его гравюрам того времени «Крещение евнуха» , «Встреча Марии и Елизаветы» .
В Париже Эсселен представляет художника Симону Вуэ. Себастьян продолжает работать в жанре «бамбоччад» , но стиль его начинает постепенно меняться и приобретать собственные черты.
В 1642—1643 не без влияния голландских мастеров, Бурдон пишет жанровые сцены на темы из народной жизни, некоторые черты словно заимствованы у братьев Ленен.
К этому времени относятся картины «Солдат в цыганском таборе» , «Игроки в триктрак» , «Нищие» .
В этих полотнах появляется тонкая чувствительность, колорит строится на сочетании серых и голубых тонов, оживленных несколькими красными пятнами, освещение становится более утонченным.После своего прибытия в Париж (1637), Себастьян Бурдон тесно связан с Луи Гуемьер, протестантским художником.
В январе 1641 Бурдон женится на сестре Гуемьера, Сюзане, венчание состоялось в храме Шарентон. Эта свадьба укрепила связь Себастьяна с протестантскими художниками.
В мае 1643 было решено расписать Собор Парижской Богоматери. Выбор на роспись храма выпал на Себастьяна Бурдона. Этот год считается поворотным годом в его творческой карьере.
Он является автором произведения «Мученичество святого Петра» — картина является противоположностью картин Пуссена.Мужчина с черными лентами, 1657-1658Но около 1645 года в творчестве Себастьяна появляются многочисленные отголоски пуссеновского классицизма: светлый колорит, строгая геометрия; картины этого времени: «Святое семейство» , «Избиение младенцев» .
В 1648 году Бурдон становится одним из основателей Французской Академии Художеств и является одним из двенадцати выпускников. Глубокое влияние академизма чувствуется в картине «Мученичество святого Андрея» .
Но несмотря на влияние академизма Бурдон, утверждает своё собственное искусство, с мягкими, подвижными формами переданными в световых, голубовато-серых тонах с красными вкраплениями, с тонкой проработкой воздушной среды.
В этом же году у Себастьяна родился сын Авраам.Во Франции в это время неспокойно и ему не поступают заказы.
В 1652 художника приглашает шведская королева Кристина в Стокгольм.
Он сразу соглашается.
В Швеции Бурдон получает звание придворного живописца королевы, пишет серию портретов Кристины, Карла Х Густава, портреты придворных и офицеров.
В портретах мастер сочетает психологизм и официальную пышность. Значение, придаваемое ломким драпировкам и контрастам белого, будут позже унаследованы Гиацинтом Риго и Никола де Ларжильером.
В 1653 у Себастьяна родилась дочь Анна.
В 1654 году Бурдон возвращается в Париж и в следующем, 1655 году становится ректором Академии художеств. Его ученики: Никола-Пьер Луар и Пьер Монье.
В 1656—1657 годах Себастьян Бурдон едет в свой родной город, где ему заказывают картину для собора Св.Петра и где Себастьян пишет композицию «Семь дел милосердия» . Господин де Бретонвилье поручает художнику исполнить декорации в его особняке.
В 1658 году Бурдон приезжает в Париж.
В этом же году умирает его жена.
В сентябре 1658 года женится вторично на дочери купца из Тура, Маргарите Жумо. 11 ноября 1665 года Маргарита родила Себастьяну сына Анри.
В конце своей жизни Бурдон Себастьян создает живописные и гравированные пейзажи, в которые он помещает библейские сцены. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, пишет сангиной и лависом пейзажи и исторические сцены.8 мая 1671 года в Париже великий французский художник, гравер, рисовальщик Себастьян Бурдон умер.
Он похоронен в пригороде Сен-Жермен.