Родился в Самаре, в семье Бондаренко Вениамина Никифоровича и Клары Никитичны Бондаренко.
В детстве профессионально занимался хоккеем, в 1985 году окончил филологический факультет Самарского государственного университета.Три года работал учителем в средней школе села Русская Борковка Ставропольского района Куйбышевской области, был классным руководителем. Затем преподавал в Куйбышевском государственном институте культуры — зарубежную литературу и киноведческие дисциплины.
В конце 80-х годов работает на ТРК «СКАТ» , где вёдет авторскую программу «Шедевры мирового кино» .
В 90-е годы ещё одним авторским проектом киноведа стала программа «Элита» на ГТРК «Россия» .
В данных проектах сформировал уникальный авторский стиль кинокритики и культурологического подхода к анализу кинофильмов.
В 2004 году снялся в фильме «Самарский оксюморон» (режиссёр Алёна Самсонова, студия «Волга-фильм» ) в роли самого себя.
С 2006 по 2008 года организатор и идейный вдохновитель фестиваля спонтанного кино «Белый квадрат» .
В разные годы лауреатами данными фестиваля становились известные художники: Андрей Сяйлев, Владимир Логутов, Светлана Шуваева и другие.
В 2006 году в формате фестиваля прошел перформанс «Свадьба» и ретроспектива фильмов польского режиссёра З. Рыбчинского. Жюри: Андрей Шемякин (кинокритик, Москва), Александр Котт (режиссёр, Москва), Борис Хлебников (режиссёр, Москва), Оксана Бычкова (режиссёр, Москва).
В 2006 издает книгу «Эстетика дурного вкуса» , которая увидела свет в ходе арт-презентации, которая стала знаковым событием в Самаре.
В 2008 году признан «Звездой Самарской Губернии» в номинации «Имя в культуре» .
В Рейтинге культурных событий-2010 (Самара) в номинации «Кинособытие года» Валерий Бондаренко был представлен сразу во всех событиях-номинантах: Цикл лекций Валерия Бондаренко «Кинематограф: путешествие в мир идей» — «Ракурс» , апрель-июнь, октябрь-декабрьДискуссия «Российское кино: грани возможного» — «Ракурс» , июньВидеоблог Михаила Куперберга и Валерия Бондаренко — vkontakte.ru.
С 11 декабря 2002 года по 13 декабря 2007 года председатель фонда «Новая метафора» — Самарского регионального общественного фонда реализации культурных проектов, который располагался по адресу ул. Венцека, 38.Автор образа и креативной составляющей арт-клуба «Бумажная Луна» , на базе которого проходили арт- и кинофестивали, (включая показы малоизвестных шедевров мирового кинематографа), встречи с звёздами политики и искусства (Ирина Хакамада, Пётр Мамонов, Дени Лаван) (Самара, ул. Ленинградская, 77). Идея создания клуба принадлежала Вячеславу Вершинину и Валерию Бондаренко — как независимому идеологу-концептуалисту и эксперту..mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float: none;padding: 0.25em 1em;border: thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin: 1em 0 0 5%;font-size: 105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin: 0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding: 0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left: 1.052632em;padding-right: 1.052632em}И действительно, в Бумажной Луне выступали молодые и маститые поэты, начинающие и известные музыканты, проводились дискуссии, показывалось неформатное кино, приглашались столичные гости. Ну а потом… потом случилось то, что и должно было случиться с Фата-Морганой — она исчезла в зыбких далях прекрасной иллюзии. Говоря более обыденным языком — победила проза жизни — аренда, коммунальные услуги, зарплата обслуживающему персоналу и прочая и прочая. А поэты и художники — они народ неимущий, а некоторые вдобавок обладают ещё и собачьим характером. Были и другие, не слишком успешные попытки воссоздать «Бумажную Луну» .
Но что поделать — приходится признать, что экзистенция порыва, дух новаторства неумолимо ускользает из местных палестин..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin: 0.357143em 2em 0 0;text-align: right}— Ольга СоколоваАвтор и ведущий медийных проектов: «Поэты и музы Серебряного века» (2017), «Три Богатыря» . Автор радийных проектов «Займёмся любовью или пока спит Зигмунд Фрейд» , «Частная коллекция» , «Другой „Ракурс“ на радио „Ностальжи“» .«Займемся любовью или Пока спит Зигмунд Фрейд» . Завставку сделали из Эннио Морриконе, Валера называл её плач малютки привиденья. Ну и начали приглашать всяких интересных людей.
В 11 вечера начинался эфир и шел… Сколько мы захотим! Часа полтора обычно. Прямой эфир, со звонками.
И это драйв, конечно, был страшный, эта наша передача. Сидишь в наушниках, ночью, в студии…— Екатерина СпиваковскаяАвтор следующих книг: «48 часов „Ностальжи“» , «Красота обитаема» , «Эстетика дурного вкуса» .Участвовал в многочисленных круглых столах и научных, художественных дискуссиях. Активный участник культурной жизни столицы региона.
В СМИ можно найти огромное количество его комментариев по самым разным вопросам.Живёт и работает в Самаре.
До настоящего момента проживает в посёлке «18 км» .Валерия Бондаренко, например, я чаще всего встречаю на Ленинградской. А живёт он на 18-м километре.
Но его Самара — это Центр.
И он всегда сюда стремится.— Илья Саморуков