Ранние годыДамодара Сингх родился 9 декабря 1937 года в маленькой деревне Тоубул в княжестве Манипур, входившего в то время в состав Британской Индии.
В индуистском календаре день его рождения выпал на Одана-шашти — вайшнавский праздник, во время которого в священном городе Пури божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры облачают в новые одежды. Несмотря на сикхскую фамилию, родители Дамодары были индуистами-вайшнавами. Они назвали сына в честь Дамодары (Кришны в образе игривого маленького ребёнка) и воспитали сына в духе вайшнавской традиции. Отца Дамодары звали Йогендра Сингх, а мать — Каньяханби. Йогендра был певцом вайшнавских бхаджанов в манипурском стиле ната-санкиртана. Дамодара был вторым из трёх детей в семье.Детство Дамодары было трудным.
В мае 1942 года, когда ему было четыре года от роду, японцы начали бомбить Манипур. Спасаясь от бомбёжек, Йогендра укрывался вместе со своей семьёй в бараках на берегах реки Янгой.
В 1944 году Йогендра умер от тифа и заботу о детях взял на себя его брат — Тудам Ибомча Сингх. Он, однако, был не в состоянии поддерживать троих детей и спустя два года Дамодара оказался на попечении своей старшей сестры Аханби. Жили они в глубокой нищете. Для того, чтобы поддержать себя, они возделывали доставшийся им от отца участок земли. Когда Дамодаре было десять лет, он пообещал Аханби, что когда вырастет, заработает много денег и купит ей золотые украшения. Аханби ответила на это, что в будущем, он наверняка женится и украсит золотом не её, а свою жену.
В ответ на это Дамодара пообещал никогда не жениться.
Он сдержал своё обещание и всю жизнь хранил целибат.
В 1949 году Аханби вышла замуж и Дамодара остался один.
Он учился в сельской школе и для того, чтобы заработать на жизнь, занимался культивацией риса.
На учёбу времени практически не оставалось и Дамодара начал подумывать о том, чтобы оставить школу.
На помощь ребёнку пришёл его школьный учитель: при содействии старейшины деревни он уговорил одну из деревенских семей взять Дамодара к себе на попечение.
В возрасте 14 лет Дамодара тяжело заболел тифом. Деревенские врачи объявили, что случай был безнадёжным и что ребёнок умрёт. Крестьянин, взявший Дамодару себе на попечение, начал молиться Кришне, повторяя «Дашаватара-стотру» (молитву десяти воплощениям Кришны), а Дамодара начал поститься. После сорока дней поста и молитвы, Дамодара выздоровел.Дамодара регулярно посещал деревенский вайшнавский храм, поклоняясь в нём божествам Радхи-Кришны, Гаура-Нитая; и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Будучи ребёнком, он любил смотреть театральные представления о жизни Кришны. Однажды, Дамодара всю ночь смотрел представление раса-лилы (танца Кришны с его возлюбленными пастушками гопи) и на следующий день проспал школьный экзамен по математике.Учёба, встреча с ПрабхупадойВ 1961 году Дамодара с отличием окончил Университет Гувахати и перешёл в Калькуттский университет, где в 1964 году получил степень магистра технологии с отличием. Затем, Министерство образования Индии предоставило ему стипендию на продолжение учёбы в США, что было невероятным достижением для сироты из бедной манипурской деревни.
В 1969 году Дамодара получил учёную степень магистра наук по химии в Канизийском колледже (Буффало) и занялся подготовкой докторской диссертации по органической химии в Калифорнийском университете в Ирвайне.
В это время один из лучших друзей Дамодары присоединился к ИСККОН и стал учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады, получив духовное имя Рай Рамананда Даса. Рай Рамананда вдохновил Дамодару встретиться с Прабхупадой. Вскоре после знакомства с Прабхупадой и кришнаитами Дамодара присоединился к ИСККОН и 30 июня 1971 года прошёл церемонию посвящения в ученики, получив от Прабхупады духовное имя «Сварупа Дамодара Даса» . Последующие шесть лет он посвятил изучению философии и практике гаудия-вайшнавизма под руководством Прабхупады.Жизнь происходит из жизниЭтот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.Беседы Сварупы Дамодары с Прабхупадой послужили основой для популярной книги «Жизнь происходит из жизни» , в которой обсуждаются противоречия между наукой и религией.Институт БхактиведантыВ 1974 году по инициативе Бхактиведанты Свами Прабхупады был основан Институт Бхактиведанты. Первым директором Института Прабхупада назначил Сварупу Дамодару, который в то время был одним из немногих его учеников, имевших докторскую учёную степень. Прабхупада хотел, чтобы институт занимался пропагандой «научной природы сознания Кришны» . Согласно уставу института, его основной целью являлось исследование связи ведического знания со всеми аспектами человеческой культуры и презентация результатов этих исследований в семинарах, лекциях, монографиях и научных статьях. Институт послужил Сварупе Дамодаре инструментом для проповеди сознания Кришны учёным.
С назначением на пост директора Института, Сварупа Дамодара превратился в «интеллектуального и научного лидера ИСККОН» . Прабхупада предоставил ему все необходимые средства для осуществления проповеднической деятельности.
В последующие годы, под руководством Сварупы Дамодары Институт превратился в интеллектуальный центр по изучению науки и религии внутри ИСККОН.Научные основы сознания КришныОсновная статья: Научные основы сознания КришныПервым результатом деятельности Института Бхактиведанты стала публикация в 1974 году книги Сварупы Дамодары под названием «Научные основы сознания Кришны» («Scientific Basis of Krishna Consciousness» ). Вышедшая тиражом в 30 000 экземпляров, книга была посвящена теме исследования взаимосвязи науки и религии.
В книге Сварупа Дамодара сделал попытку аргументировать против выдвигаемых учёными материалистических и эмпирических теорий. Сварупа Дамодара надеялся, что его аргументация приведёт к тому, что «волна учёных примет сознание Кришны» .Первый и второй конгрессы синтеза науки и религииВ 1986 году Бхактисварупа Дамодара Свами и Институт Бхактиведанты организовали в Бомбее первый международный всемирный конгресс «Синтез науки и религии» .
В нём приняли участие более 1100 учёных и религиозных деятелей из разных стран мира. Почётным гостем конгресса был Далай-лама, а вступительную речь прочитал нобелевский лауреат Джордж Уолд.
В конгрессе также приняли участие президент Всемирного совета церквей Паулос Мар Грегориос, американский теолог Харви Кокс, американский философ Джон Сёрль, Джозеф Вайзенбаум и др. Второй конгресс был проведён в 1997 году в Калькутте с участием более 2000 учёных и религиозных деятелей. Вступительную речь прочитал нобелевский лауреат Чарлз Таунс.Деятельность в руководстве ИСККОНВ 1977 году Прабхупада назначил Сварупу Дамодару членом Руководящего совета ИСККОН.
В 1980 году Сварупа Дамодара принял посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении) от Киртанананды Свами в Нью-Вриндаване, получив новое имя «Бхактисварупа Дамодара» и титул «свами» .
В 1982 году Бхактисварупа Дамодара Свами стал одним из инициирующих гуру ИСККОН и начал принимать учеников.
К моменту его смерти в 2006 году, у него было более 1000 учеников.