ДетствоГектор Берлиоз родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андре (департамент Изер близ Гренобля) на юго-востоке Франции. Его отец, Луи-Жозеф Берлиоз, был уважаемым провинциальным врачом. Луи-Жозеф Берлиоз был атеистом; мать Гектора, Мария-Антуанетта, была католичкой. Гектор Берлиоз был первым из шести детей в семье, трое из которых не дожили до взрослого возраста. У Берлиоза осталось две сестры — Нэнси и Адель, с которыми он был в хороших отношениях. Образованием юного Гектора занимался, в основном, отец.Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами.
В отличие от некоторых других известных композиторов того времени, Берлиоз не был вундеркиндом.
Он начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца, Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано.
Он научился хорошо играть на гитаре, флажолете и флейте.
Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя. Большинство его ранних произведений было романсами и камерными сочинениями.Студенческая жизньВ марте 1821 года он окончил среднюю школу в Гренобле, а в октябре, в возрасте 18 лет, Берлиоз поехал в Париж, где стал учиться медицине. Родители желали ему стать медиком, но сам Берлиоз тяготел к музыке.
К медицине он не проявлял интереса, а после того как побывал на вскрытии трупа, стал испытывать к ней отвращение.Гектор Берлиоз совершил первый визит в Парижскую оперу, побывал на опере «Ифигения в Тавриде» Кристофа Глюка, композитора, которым он восхищался наряду с Людвигом ван Бетховеном. Тогда же Берлиоз стал посещать библиотеку Парижской консерватории, где он искал партитуры опер Глюка, чтобы сделать с них копии.
В своих мемуарах он писал, что там он впервые встретился с Луиджи Керубини — будущим директором консерватории. Керубини тогда не хотел пускать Берлиоза в библиотеку, так как он не был студентом консерватории. Берлиоз также посетил две оперы Гаспаре Спонтини, творчество которого оказало на него влияние. Вскоре он решил стать композитором.
В этих начинаниях ему помогал Жан-Франсуа Лесюёр, профессор консерватории.
В 1823 году Берлиоз написал свою первую статью — письмо в журнал «Le corsaire» в защиту оперы «Весталка» Спонтини.
В тот период Берлиоз сочинил несколько произведений.Несмотря на неодобрение родителей, в 1824 году он официально бросил изучать медицину, чтобы продолжить карьеру композитора.
В 1825 году в Париже состоялось первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса» , безо всякого успеха. Затем он стал писать оперу «Тайные судьи» , от которой до настоящего времени сохранились лишь фрагменты.Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жан-Франсуа Лесюёра и к нему же в класс полифонии подался после поступления в Парижскую консерваторию в 1826 году (также он занимался в классе Антонина Рейхи).
Он начал подрабатывать певцом в хоре.
В конце 1827 года он посетил театр Одеон и увидел как ирландская актриса Гарриет Смитсон[en] исполнила роли Офелии и Джульетты в пьесах Шекспира Гамлет и Ромео и Джульетта.
Он был очарован актрисой. Берлиоз писал Гарриет множество любовных писем, которые смущали и пугали её, и поэтому остались без ответа.Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго, Александр Дюма, Никколо Паганини, Жорж Санд.
В 1828—1830 года вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры «Уэверли» , «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» , после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора.
В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию.
В тот же год он получил Римскую премию за академическую неноваторскую кантату «Сарданапал» .
До этого Берлиоз 3 года подряд пытался получить премию, но 3 раза члены жюри отказывали ему, будучи озадачены.
В этом же году началась революция; Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал «Марсельезу» . После получения премии он отправился в Италию по условиям стипендиата. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Михаилом Глинкой, познакомился с произведениями Байрона.
В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой написанную в Италии увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour a la vie» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии» . Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции.
В Париже у Гектора Берлиоза начались романтические отношения с Гарриет Смитсон, и 2 октября 1833 года они поженились.
На следующий год у них родился первенец — Луи-Тома Берлиоз (1834—1867).
Но вскоре в семье между Гектором и Гарриет начались конфликты и в 1840 году они развелись.16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом» , перед ним бросается на колени сам Паганини — мировая знаменитость—и в слезах восторга целует ему руки.
На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков.Берлиоз — критикОбосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах «Gazette musicale de Paris» , позже и в «Journal des Debats» до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика). Так, за годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет – с 1823 года по 1864 год в парижских газетах: «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant » (с 1829), «La Gazette musical de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Debats» .Берлиоз не отказывал музыке в праве воздействовать на слушателя посредством подражания звукам природы, но считал этот вид воздействия элементарным, низшим в ряду других возможностей музыкального искусства. Говоря о высшем виде подражания, то есть подражания чувствам и страстям, Г. Берлиоз применил не только термин «выразительность» , но ввел и новое понятие – «музыкальный образ» .Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел, так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени чтобы сочинять музыку. Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения.Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдающиеся: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirees de l"orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traite d"instrumentation» (Париж, 1844).
В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом.
В 1839 году он был назначен заместителем библиотекаря Парижской консерватории. Чтобы обеспечить себя и свою семью Берлиоз работал музыкальным критиком, на протяжении пяти лет он писал статьи для «Journal des debats» , а также для «Gazette musicale» и «Le renovateur» .Берлиоз и РоссияС 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей.
Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—1868), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже.
В 1847, будучи в России, он посвятил ранее сочиненную «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после.
В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил по следующим адресам: Михайловский дворец — Инженерная улица, 4. Глинка называл его —"первым композитором нашего века". О петербургских концертах Берлиоза Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках...» .Поздние годыВ 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории.
В 1856 году Берлиоз был назначен членом Академии искусств.
В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год).Могила Берлиоза на кладбище МонмартрЛичная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах» . Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступил в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году в Гаване. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года, скромные похороны состоялись 11 марта.