Джеймс Баллард родился 15 ноября 1930 года в Шанхае в семье британского дипломата. Во время Второй мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон, где по окончании школы поступил в ВВС Великобритании.
На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма.
С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах.
В 1961 году вышел его первый роман «Ветер ниоткуда» , как и последующие два,написанный в жанре романа-катастрофы.
В 1964 году остался вдовцом с тремя детьми на руках.
В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда — «Выставка жестокости» , принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию НФЛ. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты НФЛ как прогресс, технологии, будущее, внеземные цивилизации и проч. — его писательский интерес был сосредоточен на описании изменений психологии человека в под влиянием разного рода экстраординарных обстоятельств. «Выставка жестокости» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (1973), экранизованный Дэвидом Кроненбергом в 1996 году), в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе.
В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор, в другом рассказе того же времени был описан план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен» . Следом вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «Высотка» (1975) — также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика бескрайних грёз» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Привет, Америка» , «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Спилберг поставил одноимённый фильм).
С 1980-х годов новая тема Балларда — раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно отмеренные автором микродозы насилия — романы «Обезумевшие» (1988), «Кокаиновые ночи» (1994; и его более разработанная версия «Суперканны» , 2000), «Люди Миллениума» (2003).Баллард признаётся одним из ведущих английских языковых стилистов и провидцев. У него охотно брали интервью на злободневные темы, хотя сам писатель мало появлялся на публике и не участвовал в какой-либо общественной или литературной деятельности Великобритании.
С 1970-х годов Баллард жил в лондонском пригороде Шеппертон. Последний роман («Царство божие» ) вышел в 2006 году.
В январе 2008 года вышла автобиография Балларда Miracles of Life («Чудеса жизни» ), и в интервью газете The Sunday Times Баллард сказал, что в середине 2006 года ему поставили диагноз «рак простаты» , и это подвигло его написать автобиографию.Скончался Баллард 19 апреля 2009 года на 79-м году жизни.