Нурпеис с детства проявил склонность к поэтическому творчеству, под влиянием и при поддержке своей матери Умит, которая пела и играла на домбре, он приобщился к искусству акынов, участвующих в айтысах, заучил народные героические эпосы.
Он исполнял в своей интерпретации поэмы «Кубыгул» , «Кобланды» , «Торехан» , «Ер Таргын» , «Алпамыс» , «Кыз Жибек» , «Айман Шолпан» и другие. Вступал в поэтические состязания с другими акынами и почти всегда выходил из них победителем. Характерным в его дореволюционном творчестве было искусство импровизации на известные сюжеты («Аккенже» , «Наркыз» — о судьбе женщины в условиях феодально-патриархального строя). Нурпеису принадлежат также сатирические произведения («Голос мщения» , «Спор с Казакбаем» ), высмеивающие невежество, жадность, краснобайство и другие пороки.После Октябрьской революции он создал произведения, возвеличивающие революцию, преобразования, воспевал перспективу светлого будущего, писал о защитниках независимости и свободы родины («Казахстан» , «Ленин» , «Москва» , «На чудесной выставке» , «Свободный Киев» ).
В годы Великой Отечественной войны Нурпеис Байганин возродил жанр героического дастана о подвигах народных батыров — Героях Советского Союза Н. Есболатове, Т. Тохтарове, В. Талалихине, Н. Ф. Гастелло («Поэма о герое» , «Двадцать пять» , «Герой Талалихин» , «Капитан Гастелло» ).Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями СССР.