По окончании физико-математического факультета Ростовского педагогического института (1949) вел там же курсы педагогики, методики преподавания физики с 1958 по 1969 проректор Ростовского педагогического института.
В 1975—77 ректор ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН СССР.Действительный член АПН СССР (1974).
С 1976 академик-секретарь отделения теории и истории педагогики АПН СССР, с 1979 вице-президент АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Оптимизацию интерпретировал как один из аспектов общей теории научной организации педагогического труда. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников.