Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ» , генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.Артем Иванович Микоян родился (23 июля) 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье.
Он – брат Анастаса Микояна.
В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе.
В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо» .
В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию и в 1931 направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками, он создал свой первый самолет – «Октябренок» , получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. По окончании академии (1936) и получении звания «инженер-механик ВВС» Артем Иванович был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Н.Н. Поликарпова, которое было переведено на этот завод.«МиГ-3» - истребитель Великой Отечественной войныРаботая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1 (приказ НКАП №401 от 8 декабря 1939 года – именно эта дата и считается днем образования ОКБ им. А.И. Микояна).
В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И. Гуревичем) был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1» , предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3» . Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941-1945 годах в его КБ. Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как – «МиГ-7» , показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224» , достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9» , «МиГ-15» , «МиГ-17» (достигавший скорости звука), «МиГ-19» (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух – воздух» ), «МиГ-21» (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука).
В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ» , а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23» , первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.«МиГ-25» - последний самолет, созданный под непосредственным руководством МикоянаТакже стоит отметить, что на самолетах, созданных под руководством Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов.
К тому же Артем Иванович создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами. Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами.
Он избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1950-70-х годах.Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Ю.Гагарина и В.Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала А.Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении.
В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.