Традиционно считается, что Аралбай родился в прикаспийской местности Каракум (ныне в Мангыстауской области) в 1854 году и умер там же в 1914. Однако высказывались мнения, что традиционные даты условны и установлены этнографами, собиравшими народные предания, — со слов людей, плохо знавших Аралбая и его родню; будто бы есть свидетели последних лет жизни акына, утверждавших, что в 1917-м году он был ещё жив и рыбачил, как обычно, в местностях Айракты, а родился не в 1854-м, а в 1855-м году. — Предлагались уточнённые даты жизни: 1855—1918.Аралбай, скорее всего, происходил из рода Адай, часто кочевавшего в степях Мангышлака и Устюрта. Мальчик родился слабым, к тому же, рано осиротел, — его растили местные муллы. У священников он выучился грамоте и проявил отличные способности к изучению духовной литературы и к игре на домбре. Здоровье не позволило ему стать акыном в обычном смысле слова — человеком кочующим, легко выдерживающим все тяготы степных скотоводов.
Он предпочитал книги и разговоры о мудрости Божьей, питаясь рыбной ловлей и охотой на птиц в камышах. Говорят, он был искусным не только в стихах, но и в поделках ручной работы.Возмужав и достигнув определённого авторитета среди соплеменников, как один из самых учёных книжников Аралбай основал вместе с неким священником медресе и долгое время проповедовал в нём Слово Божие, используя при этом и свой дар акына. — Его стихи и песни призывали правоверных познавать мир, очищать разум и стремиться к добру, и разносились по всей Степи его учениками и слушателями.
В 1904-м году у Аралбая случилось несчастье — погиб его сын, Берекет. По одним сведениям 25-летний сын умер от болезни, по другим — сорвался, когда чистил колодец.
В любом случае, горе Аралбая было бездонным.
В тяжёлых размышлениях о жизни после смерти сына родились его самые прочувствованные и человечные стихи, его знаменитые «толгау» (размышления), «жалобы» и «утешения» , рождавшие в слушателях живое сострадание и веру. Его лучшие стихи сравнивают со стихами классика туркменской поэзии Махтумкули.