Анастасия Дмитриевна Вяльцева, русская певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты, родилась (1) 13 марта 1871 года в Орловской губернии, в бедной простой семье.
С восьми лет она работала в Киеве ученицей в мастерской дамского платья, помощницей горничной в гостинице.
С тринадцати лет – статистка в балетной труппе, с шестнадцати – хористка в опереточной антрепризе.
В 1897 году в московском «Эрмитаже» уже исполняла ведущие партии в «Периколе» , «Малабарской вдове» , «Прекрасной Елене» .После успешного выступления с сольной программой романсов (1897) Вяльцева начала концертировать. Первая ее большая поездка (Орел, Курск, Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону) состоялась в 1902 году, и с тех пор гастроли стали ежегодными. Анастасия Вяльцева объехала всю страну, на концертах бисировала, не жалея себя. Пела в операх «Кармен» , «Самсон и Далила» , «Миньон» , поставленных для нее в петербургском «Буффе» , но звание «несравненной» принесли ей романсы.
Она создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других малоизвестных авторов: Н. Зубова (автор вяльцевского шлягера «Под чарующей лаской твоею» , «Опьянела» ), М. Штейнберга («Гайда тройка» , «Я вас ждала» ).Сияющая улыбка, густой, оригинальный тембр голоса, таивший, по словам современника, «странный наркотический аромат» , утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. Великолепная фразировка, точная интонация, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех непритязательным в поэтическом и музыкальном отношении песням: «Тебя не вырвут у меня» , «Дай, милый друг, на счастье руку» , «Ах, да пускай свет осуждает» и др.Анастасия Вяльцева гордилась, что она, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов.Умерла Анастасия Дмитриевна Вяльцева в Санкт-Петербурге (5) 18 февраля 1913 года в расцвете сил от болезни крови.Искусство Вяльцевой нашло своеобразное продолжение в творчестве А.Вертинского.