Родилась в 1944 году в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье рабочих. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Работала пионервожатой в школе (1961—1962), была научным сотрудником Куйбышевского литературного музея (1966—1968), преподавателем в профтехучилище (1968—1975), читала лекции в других вузах и школах (по программе предвузовской подготовки).По приглашению Льва Адольфовича Финка пришла работать в Куйбышевский государственный университет, где проработала 30 лет и стала крупнейшим в городе специалистом по фольклору, мифологии, мифопоэтике..mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float: none;padding: 0.25em 1em;border: thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin: 1em 0 0 5%;font-size: 105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin: 0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding: 0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left: 1.052632em;padding-right: 1.052632em}По рассказу Ирины Саморуковой, молодой преподавательнице дали спецкурс по фольклору, который никто не хотел читать — потому что речь была о распевании частушек и пропаганде патриотизма. .mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin: 0.357143em 2em 0 0;text-align: right}— Софья Залмановна разработала авторский курс «История и теория фольклора» , вела студенческий спецсеминар, изучающий связи фольклора и литературы, отражение в современном художественном сознании древних мифологических представлений.
В том же направлении развивалась и её собственная научная деятельность: вместе со своими коллегами Л. П. Рассовской, А. И. Петрушкиным, И. В. Саморуковой, Е. Е. Стефанским, С. В. Березиным создала семь научных монографий.Основное направление научной деятельности С. З. Агранович: исследование того, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе, как они задействованы в формировании смысла литературного произведения. Была продуктивно развита бахтинская традиция рассмотрения явления культуры в «большом времени» .Награждена медалью «Ветеран труда» .Софья Залмановна получила не только признание коллег и научного сообщества, но огромную любовь своих студентов, и даже сама в какой-то степени стала персонажем студенческого фольклора.Софья Залмановна Агранович привила нам отвращение к официозу и пошлости, благодаря ей я смотрю на многие вещи с иронией, что позволяет не падать духом в трудных жизненных ситуациях.— Александр Брод, член Общественной палаты РФC. Агранович была известна своим эпатажным стилем, проявлявшемся в общении со студенческой аудиторией: Агранович была "... этакой Новодворской от филологии самарского масштаба. Человеком ярким и образованным. Через нее проходили все первокурсники (в основном — первокурсницы) самарского филфака. Самарские «кисейные барышни» , только что поступившие на филфак, сразу попадали к ней — грузной, циничной, пламенной, острословной. Шокирующий стиль был ей выбран сознательно. Одни только эпатажные ее папиросы во время лекций способны были надолго впечатлить вчерашних школьниц..."[неавторитетный источник].Неоднозначно расценивается также один из поступков юной Агранович, о котором она рассказывала студентам в связи с самарским «стоянием Зои» : "Софья Залмановна рассказала, что, когда она была молода, у нее с друзьями зашел подобный спор, и она — циничная и эксцентричная — решила опровергнуть реальность этой истории опытным путем, а именно — повторить деяния несчастной Зои. Сняла со стены икону и стала с ней танцевать, а когда танцевать устала, то для полноты эксперимента еще и плюнула в неё"Памяти Софьи Залмановны Агранович был посвящён междисциплинарный научный семинар «Миф как объект и/или инструмент интерпретации гуманитарных наук» , проведённый 26 сентября 2009 года на кафедре русской и зарубежной литературы СамГУ.