Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением.
Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней.
В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает глаз буйством красок, некогда вызывавшим столько сказаний об ежегодном умирании и воскрешении Флоры. Еще у древних римлян были фестивали «Флориалии» , посвященные майскому пробуждению природы.
С распространением монотеизма обычаи идолопоклонников отошли в прошлое, более того, приобрели зловещий дьявольский оттенок. Например, бесовская Вальпургиева ночь и Шабаш ведьм на Лысой горе проходят в канун 1 мая.
Но представители церкви не смогли вытравить из сердца народа восторг обновления, и первомайские торжества во многих странах существуют и поныне. Однако до сих пор речь шла о Европе, а праздник Весны возник там же, где и сельское хозяйство, в Азии. Не имея возможности пройтись по всему региону, обратим свои взоры на Турецкую республику. В Турции торжества приходятся на ночь с 5 на 6 мая. По преданию, этой ночью пророки Хызир и Илья (от соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны - Hdrellez - это слово может писаться и произноситься с некоторыми вариациями) договорились вернуть на землю Весну.
До недавнего времени Хидреллез, будучи обычаем простонародья, проходил практически незамеченным в мегаполисах. Однако, после отмены в 1979 году Дня труда 1 Мая турецкие власти, напирая на патриотизм, противопоставили ему Встречу Весны. Считается, что в ночь с 5 на 6 мая пророк Хызир спускается с небес и ходит по земле, творя добро, исцеляя, помогая людям и исполняя их желания. Горе тому, чьё жилище не убрано, чьи двери закрыты и в чьём сердце гнездятся злые помыслы. Хызир никогда не посетит такой дом, а, следовательно, не принесёт удачу, счастье и процветание. Поэтому народ тщательно готовится к наступлению этого праздника: наводит порядок в домах и дворах, стирает одежду, покупает новые вещи, готовит праздничные кушанья, среди которых главное место занимает жаркое из молодого барашка со свежей зеленью.
В этот день принято раздавать милостыню и загадывать желания, которые может исполнить пророк. Окна, двери амбаров, мешки, кошельки в преддверии праздника оставляют широко раскрытыми в надежде, что щедрый Хызир не позволит им опустеть, а принесёт богатство. Сами торжества организуются на природе, в живописных местах неподалёку от источников, храмов или кладбищ. Широко распространена традиция проводить в этот день жертвоприношения и гадания. Так, например, молодые девушки в канун праздника складывают в сосуд с водой свои кольца, серьги, браслеты, и сосуд этот оставляют на ночь под розовым кустом. А в день праздника под обрядовые песни тянут предметы из него. Каждый куплет песни содержит предсказание, которому суждено сбыться в жизни той, чью вещь вытащили в момент пения. ...на улицах накрывают столы со всевозможными кушаньями... ()