Нарком просвещения Анатолий Луначарский - автор сценария первого советского агитационного фильма "Уплотнение" (1918)После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам.
В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории революционные события - у владельцев частных компаний были другие приоритеты.
В одном только 1918 году частные кинофирмы поставили около 150 фильмов. Основную массу среди них составляли мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные мелодрамы, исторические и другие картины.Во время Гражданской войны, по мере нарастания голода и разрухи, множество русских кинематографистов покинули Москву и Петроград и переехали на юг страны в Одессу и Крым, откуда нередко эмигрировали на запад, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру.
В то же время лидер большевиков Владимир Ленин отмечал, что кино является важнейшим искусством, мощнейшим пропагандистским инструментом, а другие руководители Советского государства прямо призывали «взять кинематограф в свои руки» . Кинематографисты, поддерживавшие Советскую власть, снимали в это время в основном хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные киноагитки.27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела.
С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский.
В память об этом событии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1979 года было установлено, что 27 августа является Днем Советского кино. Позднее эта дата стала считаться Днем российского кино.