Учился в Лиссабонской консерватории, с 1882 г. в Берлине у Ксавера и Филиппа (нем.)русск. Шарвенок, в 1885 г. занимался в Веймаре под руководством Франца Листа, а в 1887 г. во Франкфурте у Ганса фон Бюлова (в 1896 г. опубликовал дополнение к «Лекциям Ганса фон Бюлова» , записанным Теодором Пфайфером).
На рубеже XIX—XX вв. широко гастролировал по Европе и Америке, преподавал в Берлине.
В 1915—1917 гг. преподавал в Женевской консерватории, затем вернулся в Португалию и в 1918—1938 гг. был директором Лиссабонской консерватории, не прекращая концертировать (значительное внимание привлекло, в частности, приуроченное к 100-летию смерти Бетховена в 1927 г. исполнение всех 32 его фортепианных сонат).Музыкальные сочинения Вианы да Мотта (занимался композицией преимущественно за границей, до возвращения в Португалию) являют специфический симбиоз общеромантической (главным образом, немецкой) эстетики и нового португального национализма. Наиболее значимые образцы такого симбиоза в его творчестве — симфония «К Родине» (порт. A Patria; 1895) и хоровая кантата «Обращение к поэме Л. Камоэнса Лузиады» (порт. Invocacao do poema de Luis de Camoes Os Lusiadas; 1897—1913). Музыковедческую, преподавательскую и исполнительскую деятельность Виана да Мотта не прекращал на протяжении всей жизни; в последние годы он опубликовал (на португальском языке) биографию Листа (порт. Vida de Liszt; 1945) и двухтомник «Музыка и музыканты Германии» (порт. Musica e musicos alemaes; 1947).