СтановлениеСемейство Ван со времён династии Мин обитало в большой деревне Фули (именуемой также Личжи) в 40 китайских верстах к юго-востоку от Сучжоу.
В те времена деревня была разделена между двумя уездами — Куньшань и Юаньхэ. Семья обитала в восточной половине, относящейся к Юаньхэ, в своих стихотворениях и эссе Ван Тао мог именовать себя уроженцем обоих уездов.
К моменту его рождения в семье насчитывалось четыре поколения конфуцианских учёных, благодаря тому, что прадед-торговец разбогател и дал своим сыновьям образование. Ван Тао появился на свет в четвёртый день десятой луны 8-го года Даогуан (10 ноября 1828 года). По уверениям сына, его отец — Ван Чангуй, — в 9-летнем возрасте выучил наизусть Тринадцать канонов, и считался самым гениальным учёным во всём родном уезде. Однако бедность помешала карьере чиновника, и Ван Чангуй сделался уездным учителем. Его жена — мать Ван Тао — происходила из семейства Чжу и тоже получила классическое образование, что было редкостью в те времена. Перед ним у них родилось трое сыновей, и все они пали жертвами эпидемии оспы в течение 10 дней. Выжила дочь Ван Ин (шестью годами старше Ван Тао).
В 1834 году появился и младший брат Личжэнь, но он не демонстрировал никаких наклонностей к учению.По собственным воспоминаниям Ван Тао, деревня Фули славилась буддийским храмом, в прудах которого росла редкая разновидность лотосов; храм был окружён персиковым садом, где устраивалась торжественная церемония встречи Нового года. Обучение Ван Тао начала его мать в трёхлетнем возрасте, она научила его писать иероглифы и читать художественную литературу.
В семилетнем возрасте его образованием занялся отец, и сын быстро преуспел в изучении конфуцианских классиков, необходимых для прохождения государственных экзаменов.
В 1839 году отец нанялся в богатую семью частным учителем, и Ван Тао сопровождал его вплоть до окончания контракта в 1844 году. Далее отец вернулся в родную деревню, и вновь открыл школу, которая располагалась в его собственном доме.
В родной деревне 16-летний Ван Тао впервые познал радости вина и женского общества, что особо выделял в автобиографии.Первую конфуцианскую степень Ван Тао получил по результатам экзаменов 1845 года в уезде Синьян. Сам он утверждал, что удостоился высших почестей, став первым из тринадцати кандидатов, однако Ли Цзифан обнаружил документы уездных экзаменов, из которых следовало, что он занял третье место.
В списках он значился под именем Либинь.
В 1846 году его определили для продолжения образования к Гу Сину из уезда Юаньхэ, который обладал степенью минцзин («проникший в свет классиков» ).
В том же году вместе с учителем и отцом он отправился в Нанкин, попытать счастья на провинциальных экзаменах, но провалился. Разочарование было столь велико, что он писал в автобиографии, что сжёг свои кисти и записи, и зарёкся делать карьеру учёного-чиновника.
В предисловии к сборнику любовной лирики, опубликованного в 1878 году в Гонконге, Ван Тао признался, что во время экзаменов оба Вана и Гу Син жили в доме семейства Гун, который располагался посреди «весёлого квартала» .
В результате юный Ван Тао общался сразу с двумя певичками — Жэнь Суцинь и Мяо Айсян, которые в том году были избраны «цветочными царицами» (то есть победили на конкурсе самых красивых куртизанок). Ли Цзифан не без иронии писал, что «Интересно было бы узнать, как юноша 18-ти лет, сопровождаемый отцом и учителем, мог встретить певичек во время сдачи экзаменов!» .Первый визит в Шанхай. Жизненный поворотМиссионер У. Медхёрст с китайским секретарём и слугой-малайцем. Портрет из книги: Medhurst, William; China: Its State and Prospects; John Snow; London 1838Весной 1847 года отец женил 19-летнего Ван Тао на 20-летней Ян Баоай (после замужества носила имя Мэнхэн).
Это была младшая сестра Ян Синпу, друга детства Ван Тао, с которым они поддерживали отношения до конца жизни. Через 10 дней после свадьбы Ван Тао бросил жену, и уехал к учителю Гу Сину. Однако ему пришлось вернуться: отец перебрался в Шанхай на заработки, и Ван Тао досталось его место сельского учителя и ученики в школе. Зимой 1848 года родилась дочь Тао и Баоай — Ван Вань.
В феврале 1848 года Ван Тао отправился к отцу, и провёл в Шанхае четыре дня.
Это навсегда изменило его жизнь, поскольку он встретился с миссионером и издателем Уолтером Генри Медхёрстом[en]. Ван Тао описывал первые впечатления так: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float: none;padding: 0.25em 1em;border: thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin: 1em 0 0 5%;font-size: 105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin: 0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding: 0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left: 1.052632em;padding-right: 1.052632em}Иностранный учёный Май Доусы () в то время был главой издательства Лондонского миссионерского общества, и печатал [китайские] книги на станках с подвижным шрифтом.
Это было большой новинкой и я специально навестил его… Меня ввели в комнату, стены которой были уставлены шкафами, полными книг на китайском языке. После того, как я просидел там какое-то время, мне предложили портвейна в стакане и заставили выпить его.
Он оказался сладким, и был красного цвета; не уступал китайскому вину. Затем мне сыграли иностранную музыку на фортепиано, которую я нашёл по-своему привлекательной. После этого господин Май Доусы повёл меня посмотреть на печатню. Печатный пресс приводился в движение быком и мог производить несколько тысяч оттисков в день….mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin: 0.357143em 2em 0 0;text-align: right}Эти воспоминания увидели свет на закате дней Ван Тао.
В стихотворении, написанном непосредственно во время поездки в Шанхай, он осуждал великое множество «варваров» , скопившихся в городе, бичевал маньчжурское правительство, проводящее политику «умиротворения» , и призывал укреплять береговую оборону. Комментируя это несоответствие, П. Коэн отмечал, что Ван Тао был способен «одновременно проживать множество интеллектуальных, социальных и эмоциональных жизней» , произвольно переключаясь между ними. Отчасти его состояние способен прояснить дневник Хуасюй шилу («Правдивые записи о моих мечтаниях» ), который он вёл между 17 и 20-ю годами.Сочувственно отзывался о Тайпинском восстании (1850—1864), написал письмо руководителям тайпинов, за что был признан «неблагонадежным» .
В связи с этим перебрался в Гонконг. Здесь в 1862—1873 годах был помощником переводчика канонических текстов китайской литературы на английском языке Дж. Легга.
В 1867—1870 годах жил в Великобритании, затем посетил Францию и Российскую империю.
В 1873 году начал издавать в Гонконге одну из первых в Китае частных газет — «Дуньхуан жибао» .
В 1880 году находился в Японии, где знакомился с организацией школьного дела, журналистикой.
В последние годы жизни руководил школой естественных наук в Шанхае. Здесь и умер 24 мая 1897 года.