Олег Семёнович Газман родился в 1936 году в Полоцке, в семье кадрового офицера.
В 1960 году окончил историко-филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института.
В студенческие годы под руководством С. А. Шмакова работал вожатым в п/л им. Константина Заслонова под Новосибирском.
До 1963 года работал директором Верх-Каргатской школы Здвинского района Новосибирской области.
С 1963 г. по 1967 г. принимает участие в создании уникальной воспитательной системы Всероссийского п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок» — заместитель начальника по воспитательной части (1964—1965), первый директор орлятской школы (с 1964 г.), в летний сезон — начальник лагерей «Солнечный» (1963) и «Комсомольский» (1966).
В 1968—1969 годах — преподаватель кафедры педагогики Липецкого государственного педагогического института.1969—1972 г.г. — аспирант Научно-исследовательского института общих проблем воспитания АПН СССР. Диссертация «Детский коллектив как субъект и объект воспитания» (1974), научный руководитель — Новикова Л. И.
В 1973—1990 г.г. — ст. научный сотрудник, зав. Лабораторией игры и воспитания НИИ ОПВ АПН СССР.
С 1972 по 1985 год совмещает научную деятельность с работой в должности начальника подмосковного п/л «Маяк» Академии педагогических наук СССР.
В переломные для отечественного образования 1988 — 89 гг. — один из лидеров Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» по выработке концепции реформирования общего среднего образования (им написан раздел концепции «Перестройка воспитания в школе» ).
В феврале 1988 г. проводит во Всероссийском лагере «Орленок» Всесоюзный съезд работников летнего отдыха детей (проектировочная игра «Лагерь будущего» ). Там же в июне 1989 г. — руководит проведением Всероссийского Сбора-семинара сторонников коммунарского движения «Сотрудничество» https://www.bsu.by/Cache/pdf/54263.pdf.
С 1990 по 1992 г. — советник министра образования Э. Д. Днепрова.
В 1992 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования.
С 1990 по 1996 г. — заведует отделом инноваций в воспитании Института педагогических инноваций Российской академии образования, реализует широкомасштабный эксперимент по внедрению в школы России должности освобожденного классного воспитателя.