Della moneta, 1780Двадцати двух лет от роду он уже написал два произведения, которые доставили ему известность далеко за пределами Италии: первое — поэма-шутка на смерть неаполитанского палача, второе — трактат «О деньгах» («Della moneta» ). Галиани рассматривает здесь вопросы о ценности вещей, о налогах, о денежном проценте, о займе, о природе и происхождении банков, о государственных долгах, вексельном курсе и прочие.
Он оспаривает мнение, будто высокая цена предметов служит доказательством бедности населения, и утверждает, наоборот, что, за исключением некоторых чрезвычайных случаев, высокая цена предметов свидетельствует о благосостоянии и богатстве страны.
Он высказывается также против регулирования процентов и рекомендует смотреть на монету, как на товар. Теория ценности рассматривается в связи с полезностью с указанием на убывание предельной полезности и на эластичность спроса по цене.
В 1755 г. Галиани получил звание каноника в Амальфи, в 1759 г. был назначен сначала секретарем неаполитанского посольства в Париже, а в следующем году стал исполнять обязанности посланника; вскоре он сложил с себя это звание, но остался в Париже. Здесь он вступил в знакомство с энциклопедистами и многими выдающимися общественными деятелями, с которыми потом поддерживал переписку в течение многих лет. Напечатанная им в Париже (в выходных данных по цензурным соображениям был указан Лондон) на французском языке книга «Dialogues sur le commerce des bleds» (русские переводы П. Кювильеи М. Драгомирова) создала ему репутацию экономиста и вызвала массу возражений со стороны физиократов, принципы которых она резко затрагивала. ("Диалоги" были отредактированы Дени Дидро и Ф. М. Гриммом).Титульный лист издания 1770 г.Титульный лист издания 1891 г.Галиани не решает вопроса в духе абсолютной свободы торговли.
В своей переписке он хорошо определил свою точку зрения, сказав: «Я ничего не имею против свободы торговли и даже одобряю её, когда дело касается денег.
Но хлеб — предмет особого рода; забота о нем принадлежит полиции, а не торговле» . Лучшая система в продовольственном вопросе есть отсутствие всякой системы. При организации продовольственного дела нельзя основываться на примерах других стран, ибо каждая страна находится в своеобразных условиях.
В малых государствах с небольшой территорией, но со значительным числом мануфактур и ремесл, общественные запасные магазины, по мнению Галиани, необходимы. Между средними государствами он отличает государства с плодородной почвой (Сицилия, Сардиния, Милан) и с неплодородной (Голландия, Женева и т. п.), и находит, что полная свобода торговли уместна в последних. Чисто земледельческие государства должны постоянно находиться в самом жалком состоянии; только промышленность и морская торговля составляют основу богатства народов.Достоинство Галиани, сравнительно с физиократами, состоит в том, что вместо абсолютных принципов он ищет более прочных опорных пунктов в указаниях опыта, намечая, притом, известные пределы государственному вмешательству. Успеху книги много способствовали и внешние её достоинства: она написана легким, элегантным языком, богата остроумными критическими замечаниями. Сам Тюрго признал, что её необходимо опровергать, так сильно было её влияние на общественное мнение.Против Галиани писали многие из физиократов: Дюпон де Немур, Мерсье де Ларивьер, Бодо, Морелле. Галиани был обижен этой полемикой и через посредство мадам д"Эпине и её возлюблённого Гримма добился конфискации брошюры Морелле.
Это вызвало сильное раздражение против него в лагере физиократов.
В 1769 г. он неожиданно и к великому своему неудовольствию был отозван из Парижа.Хотя на родине Галиани и занимал выдающиеся должности, но отъезд из Парижа был для него синонимом политической и литературной смерти. Сочинения его были переведены на многие европейские языки. «Беседы о торговле зерном» помещены в «Collection des principaux Economistes» Гильомена, с присоединением возражений Морелле. Переписка его выдержала несколько изданий.Фердинандо Галиани, которого Фридрих Ницше назвал самым умным человеком 18 века, утверждал, что "от обрабатывающей промышленности можно ждать исцеления двух главных болезней человечества: суеверности и рабства".