en-US Яков Яковлевич Галахов: известный человек отмечает свой день рождения 25 мартя, биография жизни знаменитости, кто еще из известных людей родился, умер 25 мартя
R
Ваш город
Феърфилд
Яков Галахов
Полное имя: Яков Яковлевич Галахов
Дата рождения: 25 мартя 1865
Дата смерти: 12 сентября 1938
Полных лет: 73 года
Род деятельности: ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

Биография:

Родился 13 (25) марта 1865 года в Тверской губернии, в селе Городище Калязинского уезда в семье священника.

В 1885 окончил Тверскую духовную семинарию по 2-му разряду, поступил в Казанскую духовную академию, но зачисление было отложено на год.

В 1885—1886 годах служил псаломщиком в одном из храмов Твери. По окончании академии в 1890 году получил учёную степень «кандидат богословских наук» (кандидат богословия) с правом преподавания в духовной семинарии.

В том же году архиепископом Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) был рукоположен во священника Никольской церкви города Бежецка Тверской губернии, где начался его пастырский путь.

С 1897 года — священник, смотритель духовного училища города Новоржев в Псковской губернии.

В тот же год, за представленное сочинение «Послание Святого апостола Павла к Галатам» , был утверждён в степени магистра богословия[Комм 1]. После службы на Псковщине был смотрителем НовоТоржского духовного училища.Преподавал богословие в ряде духовных училищ в Малороссии — в частности, в Харькове и Чернигове.

С 14 сентября 1905 года священник Галахов стал протоиереем и ректором Черниговской духовной семинарии.

В 1906 году принимал участие в Предсоборном присутствии.

В период жизни в Чернигове в семье священника И. И. Галахова родился сын Феодосий (1906).

С 14 августа 1908 года И. И. Галахов — профессор богословия и руководитель кафедры богословия в Сибирском Императорском Томском университете и, одновременно, — настоятель университетского храма, томской Казанско-Богородицкой церкви.

С 6 апреля 1911 года по совместительству занимал пост профессора богословия Томского Императорского технологического института.

В 1908—1914 годах состоял в Братстве святого Димитрия (Томск), читал публичные лекции на религиозно-нравственные темы в воскресных духовных школах.

В 1908—1917 годы — он один из известных учёных-историков, активно работавший с артефактатми археологических научных экспедиций; один из основателей Томского археологического музея.

С 1911 года по 1916 год состоял членом научного Общества этнографии и истории при Томском государственном (Императорском) университете, принимал участия в собраниях томских путешественников, антропологов, археологов и этнографов.

С 1912 года — член научного Томского епархиального историко-археологического комитета и заведующий Археологическим музеем при Томском университете. Состоял членом Учёного Совета университета.

В период 1914—1920 годов, как профессор кафедры Богословия и Истории Церкви Томского государственного университета, он читал обязательный к изучению для студентов юридического и медицинского факультетов курс богословия.

В 1914 году профессор И. И. Галахов выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет.

С 1913 года он — преподаватель богословия на вновь открывшихся (1910) «Сибирских Высших женских курсах» . Одновременно с профессорской должностью, в 1918—1920 годах, находясь в сане протоиерея, занимал должность приват-доцент историко-филологического факультета томского университета.

В этот предреволюционный период много писал, публиковался в журналах «Вера и Разум» , «Церковный вестник» , «Воскресная благодать» , «Вера и жизнь» , в газете «Епархиальные томские известия» .

В своих работах апологетического характера, в которых он критиковал современные ему социальные и политические теории (как социалистические, так и либеральные), Галахов на понятных примерах доказывал, что религиозное мировоззрение не противоречит научному и что современные достижения науки подтверждают истинность христианства.И. И. Галаховъ, профессоръ ТГУ, протоиерей. 1917 годК 1917 году он имел многие награды, включая наградной Напёрстный крест от Святейшего Синода и орден Святой Анны 2-й степени.Преподавательская деятельность в университете и в технологическом институте предполагала и научную богословскую деятельность, плодом которой и стала книга «О религии» [Комм 2].

В Томске Галахов познакомился и находился в дружбе с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко.

В 1917—1918 гг. он был членом Собора Русской Православной Церкви от Томской епархии.

В 1918 году, после падения власти большевиков в Сибири (май-июнь 1918) и введения Сибирского областничества, Я. Я. Галахов — активный участник нового церковного переустройства в Сибири.

В ноябре 1918 года в Томске состоялось Сибирское церковное совещание.

В нём участвовали 13 архиереев России, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян. Почётным председателем Совещания избрали митрополита Казанского Иакова, а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского).

На совещании было образовано Высшее Временное Церковное Управление во главе с омским архиепископом Сильвестром (Ольшевским).

В Высшее Временное Церковное Управление вошли архиепископы Симбирский Вениамин (Муратовский), Уфимский Андрей (Ухтомский), священники Я. Галахов и Владимир Садовский, профессора П. Прокошев и А. Писарев. Совещание тогда постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее Временное Церковное Управление обязано во всём дать отчёт Святейшему Патриарху Всея Руси. Галахов выехал в Омск, где была определена резиденция Сибирского Временного Высшего церковного управления России. Данное Управление осуществляло всю церковную власть в районах, находившихся вне территорий большевистской власти.После захвата Омска Красной Армией[Комм 3] в нём был размещён основной штаб коммунистов в Красной Сибири, Сибревком; здесь же находились военные и другие штабы. Галахов был арестован в Омске чекистами 9 апреля 1920 года по обвинению в контр-революционной деятельности; 5 июля решением Омской ГубЧК освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении» [Комм 4]. Вернувшись в Томск с июня 1920 года по май 1921 года он был настоятелем Троицкого кафедрального собора. Активно протестовал против «экспроприаций» большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей[Комм 5].

С мая по ноябрь 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским), находился под арестом в томской тюрьме.

В августе приговором Томского губернского Ревтрибунала приговорён к расстрелу с полной конфискацией личного имущества, однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, расстрел был заменён на пятилетнее заключение в каторжную тюрьму[Комм 6].

С ноября 1922 по ноябрь 1924 года содержался в каторжной тюрьме «Александровский централ» (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии. Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР о применении частной амнистии от 24 февраля 1924 года — 4 февраля 1924 года срок тюремного заключения был сокращён с 5 лет до 2-х лет и 6-ти месяцев.

В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предложил ему настоятельское место в храме, но Галахов отказался.

Он остался жить в Иркутске[Комм 7], начал служить здесь священником, настоятелем городской Благовещенской церкви, активно принимал участие в жизни Русской Православной Церкви. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем.Вновь арестован органами ВЧК/ОГПУ (как вероятный противник советской власти) 12 апреля 1927 года. Особым совещанием при Иркутской Коллегии ОГПУ 1-го июля 1927 года был обвинён по статье 58-13 УК РСФСР в рамках группового «дела епископа Ираклия (Попова) и духовенства города Иркутска» и приговорён к 3-м годам высылки[Комм 8]. По этапу отправлен в город Туруханск, посёлок Станок Потаповский (Красноярский край, в то время — Сибирский край). После освобождения в 1930 году был лишён гражданских избирательных прав и без права жить в шести крупнейших городах СССР[Комм 9]. Поселился в Казани у своего сына Николая, бывшего смотрителем Арского кладбища и настоятелем кладбищенского храма[Комм 10][Комм 11]. Священнослужители, собиравшиеся в храмах города и церкви при Арском кладбище выступали за чистоту Русской православной религии; против раскола, связанного с тем, что часть иерархов Церкви пошла на сотрудничество.

В 1930 году в Казани началась очередная волна гонений на Церковь.

В этот день были арестованы первые 16 человек как «участники Казанского „филиала“ Всесоюзного Центра церковно-монархической организации „ИПЦ“» , (в том числе епископ Нектарий), епископ Иоасаф, пять священников и четыре профессора духовной академии[Комм 12]. Галахову было предъявлено «Обвинительное заключение» , в котором говорилось: "Находясь в ссылке в Туруханске, осуществлял связь репрессированного и сосланного в Сибирь митрополита Кирилла с Казанской «контрреволюционной организацией церковников» , обеспечивая получение директив и контрреволюционных воззваний от митрополита Кирилла для Казанской организации«; по прибытии в Казань в 1930 году Галахов якобы являлся прямым участником Казанской контрреволюционной организации церковников, вдохновляя её в практической антисоветской деятельности, в том числе в агитации в пользу выступления Папы Пия за крестовый поход против советской власти в СССР» . Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года был приговорён к 3 годам ссылки в Казахскую АССР[Комм 13]. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих» церковников, в том числе епископ Иоасаф (Удалов), епископ Нектарий (Трезвинский), профессора Казанской духовной академии, монахи и монахини. Ссылку отбывал в Актюбинской области КазАССР/КазССР, после завершения срока ссылки жил в Актюбинске.

В этот период сталинщины и новой волны политических репрессий и ГУЛАГа (1937—1938 гг), был вновь арестован и расстрелян по сталинским расстрельным спискам в сентябре 1938 года[Комм 14] по внесудебному постановлению «тройки НКВД» [Комм 15]. Место захоронения неизвестно.Имел двух сыновей — известного русского учёного-физикохимика Ф. Я. Галахова и священника Николая Яковлевича Галахова.

Вы знали, что 25 мартя также

1947 - (77 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1880 - 1954 (74 года)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1956 - (68 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1937 - 2013 (75 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1841 - 1880 (39 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1479 - 1533 (54 года)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1862 - 2018 (155 лет)
КОМПОЗИТОРЫ

1927 - 2007 (79 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1274 - 1329 (54 года)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1902 - 2018 (115 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1821 - 2018 (197 лет)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

1858 - 1940 (81 год)
ПЕРСОНА