Ранние годы жизниБолеслав Ричард Стржезницкий родился в семье польского художника Валенты Стржезницкого. Имя Ричард Болеславский он принял позднее, как театральный псевдоним. После смерти отца семья переехала в Одессу. Ещё во время учёбы в школе Ричард выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim» ) и русской труппы, затем в спектаклях русской передвижной группы. Учился в Новороссийском, затем в Московском университетах.Работа в Московском Художественном театреР. В. Болеславский и С. М. Сапунов в спектакле «Бранд» (по Г. Ибсену) Московского Художественного театраР. В. Болеславский в роли Лаэрта. Спектакль «Гамлет» , Московский Художественный театр, 1912С 1908 года — актёр Московского Художественного театра, в котором сыграл двадцать ролей.
В 1909 году успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» .
В 1911 с неменьшим успехом сыграл Лёвку в пьесе С. С. Юшкевича «Miserere» , Лаэрта в «Гамлете» У. Шекспира, в 1914 — Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони. Среди других ролей — Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» по роману Ф. М. Достоевского (1910), адвокат Петрушин в «Живом трупе» Л. Толстого (1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г. Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И. Сургучева.Один из основателей и организаторов 1-й студии МХТ, где поставил «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса (1913), «Калики перехожие» В. Волькенштейна (1914). Одновременно сыграл Вильгельма в «Празднике жизни» Г. Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1917).Летом 1914 года совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.Работа в киноВ 1914 Болеславский дебютировал в кино в роли художника Волина в фильме Якова Протазанова Мимо жизни (Сказка жизни) и танцора в фильме Танец вампира.
В 1915 поставил свои первые фильмы: Три встречи, Ты еще не умеешь любить, затем последовали Семья Поленовых, Не разум, а страсть правят миром, Домик на Волге.Первая мировая войнаВ 1916 ушёл добровольцем на фронт, воевал в составе Первого уланского полка (Польского), был ранен.
В 1918 вернулся в студию. Позднее он написал две книги воспоминаний об этом времени.Работа в польских театрах и киноВ январе 1920 уехал в Польшу, где начал работать в Большом театре в Познани. Поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-Х.Бергера. Затем поступил актером и режиссёром в варшавский Театр Польский, где поставил «Мещанина во дворянстве» Мольера (совм. с Л.Шиллером, 1920), «Романтиков» Э.Ростана (исполнил роль Стафореля, 1920), «Милосердие» К.Ростворовского (1920), «Потоп» (исполнил роль О"Нила, 1920), «Рюи Блаз» В.Гюго (1921), «Кики» Л.-Б.Пикара (1921).
В 1920 Болеславский поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма: Bohaterstwo Polskiego Skauta (Героизм польского скаута) и Cud nad Wisla (Чудо над Вислой).
В СШАНе сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), Болеславский уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра. Осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после её отъезда в Москву.
В 1923 году основал в Нью-Йорке American Laboratory Theatre. Первоначальное его планом было за три года подготовить труппу актёров, с которой начать представления как репертуарный театр, но представления начались несколько раньше, через два года. Поэтому лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры, следуя системе Станиславского. Кроме самого Болеславского ключевым педагогом ALT была актриса МХТ Мария Успенская. Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств. Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. Второе — развитие чувств, воображения и памяти актёра.Поставил «Три мушкетера» , «Укрощение строптивой» , «Макбет» , «Миракль» . ALT действовал до 1930—1933 годов, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтобы работать в кино. Примерно в это время он женился на американской драматической актрисе Норме Друри.
В ALT учились Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клурман, которые стали основателями известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью «Группового Театра» (en: Group Theatre (New York)). Поэтому «Групповой театр» часто рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра» Болеславского.Работа в ГолливудеC 1929 работал в Голливуде. Снял фильмы: The Grand ParadeThe Last of the Lone WolfTreasure Girl (Девушка-сокровище). 1929The Gay DiplomatWoman PursuedРаспутин и императрица. 1932Beauty for SaleStorm at Daybreak (Буря на закате)Fugitive LoversHollywood Party. 1934.Men in White (Люди в белом). 1934.Operator 13Разрисованная вуаль (The Painted Veil).Clive of India (Клайв Индийский). 1935Les Miserables (Отверженные). 1935MetropolitanO"Shaughnessy"s BoyThe Garden of Allah (Сад Аллаха)Theodora Goes Wild (Теодора сходит с ума)Three Godfathers. 1936Конец миссис Чейни / The Last of Mrs.Cheyney