Иван Александрович (Ян Нецислав Игнаций) Бодуэн де Куртенэ — отецСофия Бодуэн де Куртенэ родилась 2 января 1887 года в городе Дерпте Лифляндской губернии Российской империи (ныне город Тарту в Эстонии) в семье лингвиста Ивана Бодуэна де Куртенэ и писательницы Ромуальды Бодуэн де Куртенэ (урождённой Багницкой). По отцу происходила из аристократического французского рода Бодуэн де Куртенэ, на рубеже XVII—XVIII веков обосновавшегося в Польше.
В 1893 году семья Софии Бодуэн де Куртенэ переехала в Краков, в 1900 году — в Санкт-Петербург, где её отец в 1899—1918 годах был профессором Санкт-Петербургского университета.Михаил БойчукСофия Бодуэн де Куртенэ (слева) и Софья НалепинскаяВ 1905—1906 годах София Бодуэн де Куртенэ училась в студии Яна Ционглинского, в 1906—1908 годах — в частной академии Шимона Холлоши в Мюнхене. У Холлоши Бодуэн де Куртенэ познакомилась с художницей Софьей Налепинской, последовательницей и, позже, женой художника Михаила Бойчука[K 1].
В 1909 году[K 2] София Бодуэн де Куртенэ и Софья Налепинская вслед за Бойчуком переехали в Париж[K 3], где Бодуэн де Куртенэ занималась в Академии Рансона у Мориса Дени, Феликса Валлотона, Пьера Боннара и Поля Серюзье. Параллельно занятиям в академии училась также у Пьера Пюви де Шаванна.
В 1910 году Бодуэн де Куртенэ приняла участие в Салоне Независимых в группе Бойчука, отмеченной как оригинальная «школа» Гийомом Аполлинером, Андре Сальмоном и другими критиками.Одновременно с французскими выставками София Бодуэн де Куртенэ участвовала в целом ряде российских. Художница примыкала к «Художественно-психологической группе „Треугольник“» Николая Кульбина.
В 1910 году она стала членом-основателем общества «Союз молодёжи» , приняла участие в его выставках начала 1910-х годов и в оформлении театральных «Хоромных действ» «Союза молодёжи» в 1911 году (декорирование «Обрядной комнаты» совместно с Савелием Шлейфером).
В 1910—1911 годах художница была экспонентом выставки «Бубновый валет» .
В 1910—1914 годах в числе других «бойчукистов» работала во Львове, Киевской губернии и Петербурге, где занималась реставрацией полихромии и церковных иконостасов.
К 1915 году контакты Бодуэн де Куртенэ с авангардными группами сошли на нет.Во время Первой мировой войны София Бодуэн де Куртенэ лечилась в Петрограде от туберкулёза лёгких, откуда выезжала в санатории в Финляндию.
В 1917 году художница провела в Гельсингфорсе персональную выставку в рамках «Салона Стриндберга» , на которой экспонировалось 80 её картин. Выставка была хорошо принята финской и шведской критикой. Один из критиков писал по поводу её работ: Всюду они соединяют черты «примитивизма» и стремление к творению нового с содержащим первобытную старину церковно-народным искусством.
В 1918 году София Бодуэн де Куртенэ репатриировалась по праву польского происхождения в ставшую независимой от России Польшу и поселилась вместе с отцом в Варшаве. Вокруг Бодуэн де Куртенэ собралась группа художников, увлечённых монументальной живописью, среди который были Элеонора Плютыньска и Хелена Шрам.
С ними она проектировала полихромии для костёла в Стараховице. Эскизы этой работы выставлялись в 1924 в Художественном салоне Чеслава Гарлиньского в Варшаве.
В том же салоне в 1927 году прошла персональная выставка Бодуэн де Куртенэ.
В 1930 году художница вместе с матерью предприняла путешествие по Италии, побывав в Риме, Помпеях, Неаполе и Флоренции. По итогам путешествия ею была написана статья «Замечания по технике помпейской живописи» (Uwagi o technice malowidel sciennych pompejanskich).
В 1935 году София Бодуэн де Куртенэ занималась проектированием витражей для костёла святой Анны в Вильно, но из-за начавшейся Второй мировой войны они не были осуществлены. Во время войны художница жила в местности Залесе-Гурне под Варшавой, где создала проект витражей для костёла в Хрусьлине.После окончания Второй мировой войны Бодуэн де Куртенэ руководила мастерскими монументальной живописи в Высшей школе изобразительного искусства в Варшаве. Ею были выполнены росписи в византийской традиции для многих зданий Польши. София Бодуэн де Куртенэ спроектировала и выполнила монументальные полихромные ансамбли и витражи для костёлов святого Антония и святого Креста в Ченстохове, отцов Палотинов в Познани и кафедрального собора в Оливе (Гданьск).Также занималась книжной иллюстрацией.Умерла 28 марта 1967 года в Ченстохове.СемьяЦезария Бодуэн де Куртенэ Эренкройц Енджеевичеваruen — старшая сестраРомуальда (Янина) Бодуэн де Куртенэ — матьРодители: Отец — Иван Александрович (Ян Нецислав Игнаций) Бодуэн де Куртенэ (1845—1929), российский и польский лингвист.Мать — Ромуальда (Янина) Ромуальдовна Бодуэн де Куртенэ (урождённая Багницкая, 1857—1935), польская писательница.Сёстры и брат: Цезария Бодуэн де Куртенэ Эренкройц Енджеевичеваruen (урождённая Цезария Ивановна Бодуэн де Куртенэ, 1885—1967) — польский историк искусства, антрополог. Была последовательно замужем за Максом Фасмером, Стефаном Эренкройцемrupl, Янушем Енджеевичем.Свентослав Бодуэн де Куртенэ (польск. Swietoslaw Baudouin de Courtenay, 1888—), юрист, дипломат.Эвелина Ивановна Малаховская-Лемпицкая (польск. Ewelina Malachowska-Lempicka, урождённая Бодуэн де Куртенэ, 1892—1984), польский историк.Мария Кересант-Висневская (польск. Maria Kieresant-Wisniewska, урождённая Бодуэн де Куртенэ, 1897—1945).