Его отец Вильгельм (Василий Федорович; 1792—1859) был обрусевшим англичанином, профессором физиологии в Казанском университете.Во время учёбы в Казанском университете на него большое влияние оказал профессор Д. И. Мейер, в особенности его опыт т. н. «юридических клиник» (бесплатных консультаций) для народа.
В это же время В. Берви близко знакомится с петрашевцами — братьями Бекетовыми, которые завершали в Казани образование.В. В. Берви-ФлеровскийПосле университета Берви работал чиновником министерства юстиции, ведя аскетический образ жизни.
С конца 50-х гг. сближается с лидерами демократического движения (Н. Некрасов, Н. Чернышевский и др.). Арестован в 1861 году по т. н. «делу тверских мировых посредников» . Подвергнут наказанию в административном порядке и выслан в Астрахань, а в 1864 году — в Сибирь.
С семьей был поселён в Кузнецке, потом по прошению переведён в Томск (1865), где был взят на работу крупным купцом Б. Л. Хотимским, пожелавшим иметь юриста за низкую плату.
В Томске Берви вступил в конфликт с губернатором Г. Г. Лерхе.15 апреля 1866 года Берви получил разрешение на возвращение в европейскую часть России, в Вологду, но Лерхе задерживал его перевод, а потом отправил по этапу. Путь от Тюмени до Казани Берви прошёл пешком. Находился в ссылке под негласным надзором до 1887 года.
В начале 1870-х годов был близок к «чайковцам» и «долгушинцам» . Автор революционной прокламации «О мученике Николае» .Особое влияние Берви-Флеровский оказал на участников «хождения в народ» начала 1870-х годов. Сам Флеровский вел достаточно активную пропаганду (он называл её «педагогической» ) уже с первой своей ссылки в Астрахань и имел большой опыт на этом поприще.Сотрудник журналов «Дело» , «Слово» , «Отечественные записки» .
В начале 1890-х некоторое время находился в эмиграции в Лондоне, где сотрудничал с Фондом Вольной русской прессы (С. Степняка-Кравчинского), который издал несколько частей «Азбуки социальных наук» и воспоминания «Три политические системы» . После трагической смерти Степняка-Кравчинского Берви-Флеровский вернулся в Россию, воспользовавшись коронационным манифестом Николая II.Памятник Берви-Флеровскому в ДонецкеПереехал в Юзовку к сыну Фёдору, работавшему врачом. Прожил в Юзовке с 1897 по 1918 год (до самой смерти).
В Юзовке им были написаны «Критика основных идей естествознания» (издана в 1904, в книге излагается философия «мыслящего вещества» ) и «Краткая автобиография» .
В Донецке находится его могила, вокруг которой и разбит сквер, носящий его имя и на которой в 1953 году был установлен обелиск из полированного розового гранита.
В одной могиле с ним похоронена его верная спутница жизни Эрмиона Ивановна Берви (урождённая Жемчужина, умерла в 1924), обвенчанная с Василием Васильевичем во время пребывания его под арестом в 1861 году.Образ жизни народника («личное народничество» ), ригоризм (и он, и вся его многочисленная семья неукоснительно следовали однажды данному обету «добровольной бедности» ), высокая жертвенность и альтруизм («по чувствам это был Христос» , — писал о Берви-Флеровском знавший его по вологодской ссылке Н. В. Шелгунов) снискали Берви-Флеровскому высочайший нравственный авторитет среди разночинской молодежи, для которой он был истинным «учителем жизни» .