Рикардо Балака родился в 1844 г., в Лиссабоне, куда эмигрировали его родители.
Но уже в 1850 году семья возвратилась в Испанию. Рикардо вырос в богатом художественными коллекциями Мадриде, учился живописи первоначально у своего отца, известного портретиста Хосе Балака-и-Карриона, а затем — в Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо (San Fernando), где на него особое влияние оказал Федерико де Мадрасо… Наследственный талант Рикардо Балака проявился в очень раннем возрасте. Уже 14-ти лет от роду Рикардо с успехом принимал участие в Мадридских выставках. Многие его картины, впоследствии приобретенные правительством, находятся в мадридском музее Де-Форменто (de Fomento). Высшего совершенства Рикардо Балака достиг в многофигурных композициях — жанровых и батальных. Его картина Битва под Альмансой (написанная художником в 18-летнем возрасте) украшает мадридский Дворец Кортесов.
В 1859—1860 гг. Рикардо Балака создал батальный цикл «Испано-марокканская война» . Картина «Гусарский эскадрон в Африке» (1859 г.) написана в соавторстве с П. Серралонгой (P. Serrallonga), другие полотна данного цикла созданы исключительно Балакой.
В 1873 г. Военное министерство направило Рикардо Балака корреспондентом на театр III Карлистской войны (1872—1876). Там он сделал много ценнейших зарисовок с натуры, а позднее написал посвящённый ей цикл «Tercera Guerra Carlista» , где особо выделяется монументальное полотно «Нападение басков-карлистов» . По замыслу автора, на картине представлены только карлисты, а правительственные войска — «за кадром» . Подобный приём позволил художнику выразить симпатию к карлистам, избежав цензурных придирок. Артиллерия косит ряды мятежников, но их лица исполнены железной решимости защищать, до последнего вздоха, своего короля и свои вольности-фуэрос… Примечательно, что среди баскских офицеров Балака изобразил подполковника М. Д. Скобелева — будущего «Белого генерала» . Как известно, в 1873-74 гг. Скобелев проводил отпуск во Франции и, отбыв нелегально в Северную Испанию, принял участие в III Карлистской войне...
В 1876 г. Балака снова отправился на Северный ТВД - на сей раз в свите юного короля Альфонсо XII, вскоре прозванного Умиротворителем.Рикардо Балака - автор серии картин, посвящённой Христофору Колумбу - генуэзскому скитальцу, сделавшему Испанию великой державой. Лучшая из этих картин - «Прощание Колумба перед отплытием из Палоса» .
На переднем плане слева - группа матросов с жёнами и подругами.
На заднем плане справа - «Санта-Мария» , «Нинья» и «Пинта» , с подходящими к ним шлюпками.
В центре - воздевающий руки Колумб. Рядом с ним стоит священник.
Это - его друг Хуан Перес де Марчана, настоятель палосского монастыря Санта-Мария-де-Рабида. Другой священник, стоящий слева от Марчаны, - по-видимому, ломбардец Пьетро (Педро) де Ангиера, тоже друг генуэзца Колумба, тайный советник Фердинанда Арагонского и приор вновь учреждённой Гранадской церкви... Однако ж, Блестящая многофигурная композиция не вполне соответствует исторической истине. Ибо, судя по теням на картине, действие происходит утром, - флотилия же взяла курс на юго-запад 3 августа 1492 г. «за полчаса до восхода солнца» (как подчеркнул в своём дневнике Колумб). - пишет К. Э. Козубский.Рикардо Балака разрабатывал и религиозные сюжеты: в частности, расписывал плафоны в мадридской церкви «Buen Suceso» (совместно со старшим братом Эдуардо Балака)… А большая серия гравюр к «Дон-Кихоту» Сервантеса прославила Рикардо Балака далеко за пределами Испании.
В 1893 году — через 13 лет после смерти художника — почтовое ведомство США выпустило 15-центовую марку, с гравюрой Ч. Скиннера, по картине Рикардо Балаки из вышеупомянутого Колумбова цикла, «Приём Колумба по его возвращении из первого путешествия Их Католическими Величествами в Барселоне» .