Талантливый композитор и пианист, смелый новатор, один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 веков - Александр Скрябин создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и героическое дерзание.Александр Николаевич Скрябин родился (25 декабря 1871 года) 6 января 1872 года в Москве, в семье дипломата. Рано потерял мать, и его взяла на воспитание тетя, давшая мальчику первые уроки музыки.
Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу. Окончив Московскую консерваторию в 1892 году, Александр начал давать концерты и преподавать.
В 1898-1903 годах он был профессором Московской консерватории, затем пять лет жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке.
В 1910 году Скрябин поселился в Москве, периодически выезжая с авторскими концертами в Нидерланды и Великобританию. Игра пианиста отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок.
Но стремление к композиторской деятельности было сильнее, и Александр Николаевич начинает сочинять, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. Основная область творчества композитора - фортепианная и симфоническая музыка.Кончался 19 век, уходил в прошлое старый уклад жизни. Ощущалось приближение перемен, социальных бурь и исторических потрясений, что нередко бывает при смене эпох. Одни ударялись в восточную мистику, другие – в символизм, третьи – в революционный романтизм, кто во что... Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же остался верен самому себе. «Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать» .А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства.
Он верил в его преобразующую силу.
Он мыслил модными тогда планетарными масштабами.Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей» , 1909–1910) включает световую клавиатуру. Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Такое было впервые в истории музыки, хотя связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.Последним произведением Скрябина стала мистерия «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра» , которая по замыслу автора должна была объединить человечество. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца.
Но замысел так и остался незавершенным.Александр Николаевич Скрябин умер в Москве (14) 27 апреля 1915 года от общего заражения крови, которое произошло от пустякового нарыва на верхней губе… Жизнь его, жизнь гения, была коротка и ярка.