Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Петипа и Иванов)4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» . Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер.Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела.
Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков.
С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.Версия Петипа-Иванова стала классической.
Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера» , кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d"action Мариуса Петипа.
Но влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов.
В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И. Чайковского.Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход.
На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.